Занятие 1 Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию. Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обкрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. На сметане мешен. На окошке стужен. Он от дедушки ушел Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок Покатился (Колобок) К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков. 1.Подготовительная часть. Разминка и упражнения: А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно;
для языка: «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6); «Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз) «Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз) «Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз) «Горка» 1: выгибание ( подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).(5 раз.) «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.( 5 раз.) «Горка « 3: то же со шпателем или зондом. (5 раз) Дышать носом с широко раскрытым ртом. Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо). Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет: »Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?. «У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К» 2.Основная часть. Постановка звука К 1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»» -развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К» Механический способ (является преобладающим) Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА. Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем. 2).Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто. Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой ( так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом. 3.Закрепление правильного произнесения звука. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки» АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК Знакомство с буквой К Послушайте стихотворение про букву К Посмотри на букву К: Есть нога и есть рука. Костя Крикнул Кошке:"Кыш! " Это всё на К, малыш. На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (смотри приложение №1) Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее. Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина. Занятие 2. Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию. Колобок написал нам письмо «Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем» - Отправимся в гости? - Да По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем. Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок) Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6); «Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз) «Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз) «Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память УК-ЫК-АК-ОК ЫК-УК-ОК-АК ОК- АК- УК-ЫК АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК УК-УК-УК - ПАУК 1.Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух) Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком: Котя, котенька, коток, Котя острый коготок Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять. 2.Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К см. упражнение №3. выплывают картинки У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс) Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке. В углу стоит (веник, ведро) С потолка спускался (паук, пчела) У ворот стоял огромный (бык, верблюд). Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык. 3.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рук поочередно. 4. Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
5. Итог занятия. Прощание с Колобком.
Занятие 3
Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.
1.Подготовительная часть.
1. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:
«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз.
2.Основная часть.
1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»
В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.
Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:
-широко открыть рот.
-спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.
-постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.
-приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
-громко и отчетливо, многократно произнести звук К.
Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.
Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К
Опознание из слогов
- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ
Опознание из слов
- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.
Запомни, повтори слоги:
КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ
КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА
КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО
КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ
Проговори слова (по 2 раза):
кабан банка ком
кабина будка кон
кабинет бука конь
кайма ветка кофе
камень майка ковать
канава нотка комета
капитан утка конфета
Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.
-Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь
Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)
Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения ( картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (смотри приложение№2).
1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).
2.(Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)
3.Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).
4.Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.
5.Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.
6.Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).
Звуковой анализ :твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки – красным цветом:
КА МУКА
Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»
Нарисуй петелькой собаку возле будки
Занятие 4.
Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Развитие дыхания
Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе – шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос – шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.
Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.
Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.
· «Лягушка» - «Хоботок»
· «лопата» - «Иголочка»
· «Киска сердится»
· «Чистим нижние зубки»
· «Катушка»
· «Качели»
Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.
Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»
на длительном речевом выдохе произносим слоги:
[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];
Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.
Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»
Повтори за мной, выделяя голосом «сильный» слог.
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.
Ка – ка, Ка – ка, Ка – ка,
Каша, камень, камера.
ка – Ка, ка – Ка, ка – Ка,
цветка, индюка, молотка
Ко – ко, Ко – ко, Ко – ко,
Кот, котик, комок
ко – Ко, ко – Ко, ко – Ко,
высоко, широко, велико.
Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.
Курица, куры, кумушка
Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.
Глазику, ротику, носику.
Развитие силы голоса, работа над ударением.
«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.
Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].
(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)
(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?
В этом слове нет звука (К).
Составь предложение с одни из слов.
Катя кормит цыпленка.
Сколько слов в предложении.
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Как правильно произносить звук [К]?
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка;
- какая воздушная струя.
Вспоминает виды деятельности;
правильную артикуляцию звука [К].
Занятие 5
Цель: автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?
Зелена я, как трава
Моя песенка: «Ква-ква».
Отгадай загадку. Обведи отгадку
Тянем губы прямо к ушкам, получается – лягушка
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»
«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»
Анализ артикуляции:
· губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
· зубы разомкнуты:
· кончик языка лежит у основания нижних резцов,
· передняя и средняя части спинки языка опущены,
· задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
· боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
· мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
· голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
· воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам
Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву
Ска-ско-ску
Кво-кву-квы
Ско-ску-скы
Кву-квы-ква
Ску-скы-ска
Квы-ква-кво
Скы-ска-ско
Квакушка –квадрат –квартира
Скамейка –сказка-коляска.
Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)
Развитие просодии.
Как квакает большая лягушка? Как маленькая?
Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения. (презентация)
Кто на себе свой домик тащит
(улитка)
В темной темнице,
Красна девица,
Без нитки, без спицы,
Вяжет вязаницы.
(бабочка)
Пляшет крошка —
Всего одна ножка.
— Ю — ю — ю...
(юла)
Карандаш, капуста, белка, юла – какое слово лишнее. Лишнее «юла», потому что в слове юла нет звука К. Определить место звука К в словах: карандаш, капуста, белка. Перезентация Раздели слова на слоги , разложи картинки по домикам (слоговые домики)
Вдруг Колобок увидел, так много лягушек, давай их посчитаем. Игра «Веселый счет». Сосчитай лягушек. (смотри приложение №3).
Много не только Лягушек-квакушек, много еще чего: (смотри приложение №4)
(Камышей, камушек, стрекоз)
Занятие 6.
Цель: автоматизация звука К в связной речи, совершенствование словаря, развитие памяти.
Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз)
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз
У нас сегодня с тобой не обычное занятие у нас сегодня день рождение буквы К. К нам сегодня в гости пришли: Лягушка-Квакушка, Колобок румяный бок, Котенька-коток. Как полагается на именинах можно немного повеселиться.
Речь с движением.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх) .
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча) .
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки) .
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку) .
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте) .
А сейчас мы с тобой будем варить компот для нашей именинницы буквы К.
Ты послушай какое стихотворение я тебе прочитаю, ты смотри внимательно на картинку, а я буду читать. (приложение №5)
КОМПОТ
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Давай вспомним какие слова у нас в стихотворении встречались со звуком К
(Компот, фруктов, яблоко, сок, песок).
Давай разделим эти слова на слоги. А теперь давай мы с тобой заучим первую строчку, затем вторую, третью и т.д.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
Сюрпризный момент: Появляется буква К мы ее угощаем компотом, а она нас благодарит за то что мы ей помогли так много узнать о себе. Буква К тоже приготовила для тебя сюрприз. Протяни ручку в волшебный мешочек, возьми из него один предмет и узнай, что это за подарок. (Конфеты-любимое лакомство буквы К).
|