Абрукова Галина Васильевна. Логопедический коллаж в младшей логопедической группе 'Маленькие соавторы'

Маленькие соавторы«МАЛЕНЬКИЕ СОАВТОРЫ»
Логопедический коллаж в младшей логопедической группе
Абрукова Г. В.
Учитель-логопед. "Чебоксарская спец. (коррекционная) начальная школа-детский сад №2"
Дошкольный возраст, как никакой другой, насыщен важными достижениями в приобретении детьми опыта социализации. Дети активно трудятся в «море» собственных эмоций, овладевая практическим мышлением в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. Но в условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты сводятся к минимуму.

Скачать конспект

Задача всех участников коррекционно-воспитательного процесса в специализированном детсаду, и прежде всего учителя-логопеда, заключается в создании условий для постепенного и плавного вхождения в среду сверстников ребёнка-логопата. Логопедическая работа способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, поэтому очень важно использование разнообразных творческих методов в одном ряду с общепринятыми приёмами.      Одним из таких приемов является использование "логопедических коллажей»– наклеивание на лист картона или куски обоев различных материалов, соединяя их в сюжет или предмет. В качестве подручного материала используются кусочки цветной бумаги и тканей, цветные салфетки, фотографии, картинки, различной фактуры, пуговицы, природный материал и т.д.. которые подбираются по нужному размеру путем вырезания (для более старших детей, младшим детям предлагаем готовые формы) или обрывания (бумага, салфетки) и дальнейшего наклеивания.
Логопедический коллаж представляет занимательное для детей методическое пособие, соавторами которого они являются. Создание и дальнейшее использование логопедических коллажей в коррекционной работе — увлекательное и многофункциональное занятие для детей любого возраста.
В своей работе я использую этот приём как один из эффективных методов развития речевой активности, формирования способов общения, познавательной деятельности.. В процессе работы над составлением коллажа дети учатся строить предложения, совместная деятельность детей друг с другом и с логопедом побуждают к речевой активности, к коммуникации, умению находить компромисс между собой, у них закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте работа по составлению коллажей более разнопрофильная (практически во всех видах логопедической деятельности можно результативно использовать прием коллажирования, начиная с диагностики детей: развитие импрессивной и экспрессивной речи, формирование лексики и грамматических категорий, автоматизация звуков и становление фонематической функции, обучение рассказыванию). Использование коллажей в старших дошкольных группах— более распространенный вариант в работе логопеда, и есть интересные сообщения на эту тему на различных сайтах, поэтому хочу подробнее рассказать об использовании коллажах в младшей логопедической группе (возраст детей 3— 4 года).
Младшие дошкольники, попав в логопедическую группу, чаще всего из дома, не сразу привыкают к условиям специализированной группы, отсутствию мамы, не могут раскрыть свои умения и таланты, могут замыкаться, стесняться; они пассивны на занятиях, отличаются быстрой утомляемостью, затрудняются в общении со сверстниками.
Занятия по составлению и использованию коллажей пробуждают интерес детей к совместной практической деятельности, приобщают детей к процессу познания; формируют способы общения, стимулируют речевую активность. Особенность коллажа в яркой доступности получения образов, в сочетании крупных и мелких деталей. Такая картина притягивает взгляд, захватывает внимание, требует рассматривания. С малышами мы чаще используем создание коллажей на темы, эмоционально близкие им.
Начинаем с тем «Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», при помощи которых дети быстрее приобщаются к новому коллективу, охотно включаются в ритм логопедической группы.
Рисунок 1 Коллективный коллаж «Подарки осени»
Рисунок 2 Коллаж «Мама — Солнышкомое»
Как правило, коллаж в младшей группе— это коллективная работа, и она помогает малышу легче адаптироваться, побуждает детей к речевой активности, к взаим­ному общению, позволяет решить такие задачи, как: расширение представлений об окружающем мире; развитие речевой активности и творческих способностей, расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, логического мышления, зрительной памяти. Такая форма работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Работа ведется в тесном контакте с родителями, которые не только закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома, но и принимают активное участие в создании коллажей(темы семейных коллажей: «Мой малыш», «Наша группа», «Ах, лето красное» и т.д.)
Рисунок 3 Коллаж родителей Максима Ш. «Наш малыш»
Занятия по созданию коллажей проводятся 2 раза в месяц со всей группой детей с участием логопеда и воспитателя как кружковая работа, но дополняются подгрупповым занятием ( 3—4 ребенка) по необходимости (на коллаже всегда найдется место для творчества детей, пропустивших групповое занятие).
Тематика коллажей во второй младшей логопедической группе:
«Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», «Что едят птицы?», «Сказка моя (по русским народным сказкам», «На машине ехали, на корабле мы плыли», «Подарки для мамы», «Наша азбука», «Лесная полянка» и итоговое шоу-коллаж «Вот и стали мы на год взрослей».
Такие развивающие коллажи будят фантазию ребенка, развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы, а дальнейшее использование коллажей в качестве обучающего пособия способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (общение между людьми, природа, народное творчество, экология и др.). Дети получают большое удовольствие при создании «картин», выступая настоящими соавторами.
Применение коллажей возможно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Используя коллаж на последующих занятиях, можно придумать огромное множество заданий, с интересом выполняемых детьми: найти и назвать предметы определенного цвета, размера; предметы, находящиеся, вверху, внизу, между, около; на, в, под, за, под или над другими, похожие предметы, предметы, противоположные по величине и форме, одинаковые по цвету; предметы, которых много; рассказать о предмете, предметах, назвать картинки на данный звук, рассказать о том, что и в каком месте приклеивал картинки сам ребенок, а какие Маша и т.д.
Максимально эффективная коррекция речевого де­фекта при использовании логопедических коллажей строится на вза­имодействии ребенка с педагогами и другими детьми, а также тесном сотруд­ничестве с семьей. Создание коллективных коллажей помогает выстраивать определенные отношения между участниками и позволяют в большей степени раскрыть творческий потенциал педагога и сделать коллаж интересным и познавательным для детей.
Список литературы:
1. Ефименкова T.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М., 1985. - 112 с.
2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. - 128 с.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург., 2000. 320 с.
4. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. - 2003. - № 5. - 107-115.
5. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005. – 204 с

 

Просмотров: 502
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Казакова Лариса Евгеньевна. Из опыта работы по конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок.
  • Опришко Светлана Николаевна. Использование логоритмики в логопедической работе по преодолению у детей общего недоразвития речи
  • Сафонова Оксана Владимировна. Мастер–класс для педагогов дошкольного образования на тему: Флористический коллаж в технике «Ассамбляж» или «Объёмный коллаж»
  • Ноздрина Инна Евгеньевна. Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Скрипник Лилия Владимировна. «Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Рожман Агния Константиновна. Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Деш Оксана Владимировна. «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
  • Лыкина Наталья Валентиновна. Конспект НОД для детей второй младшей группы «Подарки для Лунтика» (использование блоков Дьенеша в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста)
  • Жантимирова Динара Кинесовна. «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Викторова Екатерина Евгеньевна. Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) по логопедической ритмике на тему: 'Приключения Буратино'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь