Логоритмическое занятие проводится фронтально, совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю во 2-ой половине дня, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
Для реализации целей коррекции речи и личности ребенка на занятиях предусматривается проведение двух основных составляющих логоритмической работы: развитие речевых и неречевых процессов у детей. Логоритмические занятия проводятся с соблюдением следующих требований:
- Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футбол-ка, спортивные шорты, тапочки-чешки.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- Тематика и цели занятия соответствуют текущему этапу коррекционной логопедической работы.
- По одной теме проводится 2-3 занятия.
- Обязательно использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.
Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, по-скольку музыка оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшаются их выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Скачать конспект
Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в тоже время содействует их непринужденности. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чет-кое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей (Приложение 1).
На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
- наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
- тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
- наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.
- краткое описание и объяснение новых движений;
- пояснение, сопровождающее показ движения;
- указание, необходимое при воспроизведении движения;
- беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
- вопросы для проверки осознания действий;
- команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
- образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
- словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод — близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод — используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
В результате практической работы сложилась применяется следующая структура логоритмического занятия: вводная часть, основная и заключительная. Каждая часть включает в себя различные виды упражнений, которые решают определенные коррекционные задачи.
I. Подготовительная часть: включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.
II. Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений:
- упражнения на развитие дыхания;
- упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонопедическая ритмика гласных звуков с музыкальным и без музыкального сопровождения)
- голосовые упражнения;
- упражнения для четкого проговаривания слогов;
- речевые игры;
- речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность;
- общие развивающие упражнения из положения стоя, массаж;
- упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук; схемы –игры на развитие ориентации
- общие развивающие упражнения из положений стоя, сидя и лежа
- Речевые игры
III. Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы
Логоритмическое занятие – это совместная работа нескольких специалистов, у каждого из которых свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые принимают участие в логоритмических развлечениях, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов.
Под влиянием музыкальных игр и упражнений дети заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. В результате ис-пользования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Таким образом, логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Применение логоритмики положительно влияет как на результаты речевой коррекции, так и на развитие воспитанников в целом. Улучшились показатели уровня психического развития, повысился поисковый интерес, наблюдается рост мотивации к занятиям (Приложение 12).
Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
«Логоритмическая распевка «Зайка» на автоматизацию звука /Л/»
«Инсценирование песни «Здравствуй зимушка-зима»
«Игра на развитие ритма и слуха «Палочки»
«Релаксация»
|