МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории Сафонова О.В. 2017г
Цель: научить педагогов создавать флористическую картину в технике ассамбляж или объёмный коллаж с использованием природного и другого различного материала.
Скачать конспект
Задачи:
- Познакомить с историей коллажа.
- Познакомить с новой техникой «Объёмный коллаж»
- Помочь воплотить свои идеи в творчестве флористики.
- Развивать воображение, глазомер, творческое мышление, кругозор, аккуратность.
Данный мастер класс открывает огромные возможности для творчества. С помощью доступных материалов я Вам покажу, как можно создать неповторимую композицию, которая сможет украсить любой интерьер.
Такой простор для создания чего- то нового, с использованием разнообразных материалов, даёт техника коллажа.
Первое упоминание о коллаже относится ко второму веку до нашей эры. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до десятого века эта техника использовалась крайне редко, и начало её использования пришло лишь на двадцатый век. Широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например Пабло Пикассо.
Он создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и всё же именно с этого момента берёт своё начало история коллажа.
В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы
живописца Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943г). В своей работе «Москва» (1913г) художник использовал наклейки из бумаги, а в работе «Василий Блаженный» — использовал фольгу.
В 60е годы к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Им была создана картина «Матушка – Россия» (1968г), и другие произведения исторической тематики.
В современном искусстве выделяют следующие техники коллажа:
КИНОКОЛЛАЖ – кинофильм, в котором органично соединены фрагменты игрового, документального и мультипликационного кино.
КОМПЬЮТОРНЫЙ КОЛЛАЖ ИЛИ МОНТАЖ – приём создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, при помощи компьютерных программ: например ФОТОШОП. (Фото коллаж, как вид изобразительного искусства появился в19 веке.)
ДЕКУПАЖ – это искусство украшения предметов путём наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочее.
АППЛИКАЦИЯ – это создание художественных изображений при помощи наклеивания или нашивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала, создавая при этом различные узоры.
АССАМБЛЯЖ – но об этой технике мы поговорим чуточку позже.
Коллажи существуют не только в изобразительном искусстве, но и в искусстве флористики.
ФЛОРИСТИКА — от латинского слова- FIORA, или Флористический дизайн — от английского слова –Fiora design это разновидность декоративно –прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, веток ит. д.) которые могут быть живыми, сухими и консервированными.
Но во флористическом коллаже существуют ещё шесть техник:
- Терра — (одна из разновидностей объёмных техник)
- Декалькомания
- Монотопия
- Спрей — техника
- Тушь — техника
- Трансформированная бумага
Выделяют пять основных стилей коллажа:
- Декоративный
- Пейзажный
- Вегетативный
- Абстрактный
- Линейно –графический или форма-линейный
О стилях и техниках я рассказывала на прошлом мастер классе для педагогов, когда мы создавали картины в пейзажном стиле в японской технике Ошибана.
Сегодня я продолжаю вас знакомить с техниками коллажей и одна из техник, как в искусстве, так и во флористике, это техника — ассамбляж или как создать своими руками объёмный флористический коллаж.
Ассамбляж (от фр. слова assembiage) – техника визуального искусства, использующая объёмные детали или целые предметы природного материала, скомпонованные на плоскости как картина. Допускаются дополнения, металлом, тканью, красками и другим материалом.
Ход работы:
Флористический коллаж – это искусство с использованием элементов живой и неживой природы, создающее настроение и гармонию. Важная составная композиции флористического коллажа – это идея. Раскрытие идеи это сочетание техники и материалов. Наиболее известным представителем этого направления во флористике является немецкий флорист Фридхельм Раффел.
Так как самый ближайший праздник 14 февраля, день всех влюблённых, я предлагаю создать картины в этой тематике…
Для создания картины нам потребуется:
Инструменты:
- плёнка для упаковки картины
- степлер
- ножницы
- кусачки
- секатор
- пульверизатор для воды
- ручка
- линейка
- клеевой пистолет и стержни клея к нему
Материал:
- рама без стекла
- картонная или оргалитовая основа под раму
- флористический материал (фетр или сетка; искусственные цветы; птицы; декоративный материал в виде сердец)
- природный материал (живые ветки деревьев; сухоцветы; засушенные дольки или фигуры фруктов (апельсинов, лимонов); веточки корицы
склетизированные листья)
- мох; кора и другой различный материал.
Перед работой для начала повторим технику безопасности при работе с горячим клеем.
Клеевой пистолет используется очень широко среди дизайнеров и флористов. При помощи клеевого пистолета можно герметизировать стыки, заполнять швы, склеивать, подклеивать обои и ткани, прикреплять декоративные материалы. Разогретый полимерный клей не выделяет опасных для человека токсинов, единственная опасность при работе с клеевым пистолетом это ожоги.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:
- Перед включением убедитесь в отсутствии повреждений на корпусе пистолета и шнура.
- Если на носике пистолета (сопло) остаётся старый, затвердевший клей, его необходимо убрать.
- Так как клеевой карандаш пистолета разогревается до очень высоких температур, то при работе, когда начинаем выдавливать клей и приклеивать материал стараемся не подставлять руки и пальцы. Можно получить сильный ожог.
- Пистолет устанавливаем на ровную устойчивую поверхность, под носик пистолета подставляем металлическую крышку или фольгу на которую будет стекать клей.
- Желательно работать в кожаных перчатках.
- Дети при работе с этим клеем допускаются с 10-11 лет под чутким руководством взрослого или педагога кружковой деятельности (где группа детей составляет не более 10 человек.)
Дети младшего возраста при работе с этим клеем не допускаются!
7. После окончания работы с клеевым пистолетом отключаем его от сети и оставляем остывать. Когда пистолет остынет, очищаем носик от клея, а если клеевой стержень остался в пистолете, то его вытаскивать не надо. При следующей работе вы просто доставляете стержни по мере расхода клея.
И убираете на место.
Затем определяем назначение коллажа, его тема, стиль и место в интерьере и начинаем творить.
Берём основу из под рамы и фетр. Накладываем фетр на основу и обрезаем его по размеру рамы.
Далее клеевым пистолетом приклеиваем фетр к основе. Вставляем основу в раму и закрепляем. (Стараемся заранее продумать крепёж на раме, чтобы потом зафиксировать картину на стене).
Затем берём ветки, заранее нарезанные по размеру рамы, и приклеиваем их на основу в хаотичном порядке, убирая всё лишнее секатором. Можно ветками залезать на раму, а можно оставлять внутри, как пожелаете.
Внимание: Ветки стараемся нарезать сразу, со временем они подсыхают и становятся хрупкие и картину, будет делать сложнее.
Запомните: При создании объёмной картины мы выбираем направление, и движение линий по которой будем строить свою композицию (выделяем сюжетно – композиционный центр). В нижней части или другой части картины закрепляем самые большие материалы которые вы выбрали (это может быть не более трёх предметов), главное, чтобы они не смотрелось огромным пятном, всё должно быть в меру. Далее прикрепляем более мелкие материалы по тому направлению, в котором вы выстраиваете свою композицию. Стараемся располагать так материал, чтобы, когда мы будем смотреть на картину, наш взгляд сначала падал на крупный материал, а потом уж на дополнительные элементы картины.
Создавая коллаж, не забываем подбирать элементы по цвету. Тут очень важен контраст – среди ярких и светлых элементов должны встречаться более тёмные.
Часть картины готова, осталось лишь задекорировать мхом, где виден клей и прикрепить декоративный материал в нутрии картины, но это уже даётся работа для вашей фантазии.
Вот картины и готовы.
Если такие картины вы захотите попробовать сделать с детьми, то использовать можно ветки деревьев прикреплённые на пластилин (застывающий или обычный). Сам пластилин декорируете мхом.
Заключение:
Когда то Пабло Пикассо один из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве. Сегодня коллаж создают не только в изо, но и в кинематографе, при работе с фотографиями, во флористике. Используя при этом известные технологии и придумывая новые.
Я вам желаю, чтобы вы не переставали творить, фантазировать и придумывать что- то новое, что бы подарить частичку прекрасного самому себе, родным или друзьям, научить этому своих детей. А я в свою очередь постараюсь продолжать вас знакомить с прекрасным миром под названием флористика.
До новых встреч.
Список литературы:
- И.А. Лыкова «Чудо остров. Коллаж из природного материала», Издательский дом Цветной мир, 2012г.
- Ю. Марьина «Коллажи и панно», Москва, Издательский дом Ниола 21 век, 2005г.
- Л. Солод «Цветочное чудо – коллажи», Москва, «Эксмо» 2006г.
- Петр Асман «Современная флористика Пер. С. нем. Е.Я. Юдаева – М,: Культура и традиции, 1998 -224с: ил.
|