Насекина Александра Леонидовна, учитель-логопед, МАДОУ г. Мурманска № 32 «Олененок»
Цель: подготовка к овладению элементами грамоты.
Задачи:
- Дифференцировать звуки «В» и «В"» на слух и в произношении.
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять правильное написание буквы В.
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов типа ива, вата.
- Научить печатать слова и предложения с буквой В.
- Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки для обозначения звуков «В» и «Вь»: мельница, вентилятор, картинный материал слова со звуками «В» и «Вь»: вата, ванна, ива, вагон, ваза, ведро, ветка, веник, венок, картонная буква В, цветные карандаши, дидактическое пособие «Дом согласных звуков», набор фишек для составления звуковой схемы по количеству детей, наборы букв разрезной азбуки по количеству детей, индивидуальные тетради по количеству детей.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Упражнение «Живое зеркало».
Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы уже познакомились с разными звуками: гласными и согласными! Каждый по очереди без голоса произнесет какой-то звук, а мы его отгадаем! Раз, два, три, Назарка, выходи!
2. Объявление темы.
Логопед: Посмотрите, что это? (Мельница.) Что она делает? Какой звук издает? ( «В-в-в-в-в».)
3. Закрепление понятий «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук», «буква», «слог», «слог-слияние».
- Фонетическое упражнение «Воет сильный ветер».
Дети «поют» песенку ветра, произносят твердый звук «В».
- Фонетическое упражнение «Вентилятор».
Дети «поют» песенку вентилятора, произносят мягкий звук «Вь».
- Характеристика звуков «В» и «Вь».
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [В], [В"]: звук [В] —
согласный, звонкий, твердый; звук [В"]— согласный, звонкий, мягкий.
- Игра-упражнение «Подушка — камень».
Логопед называет слова, а дети поднимают вверх символы: «подушку» или «камень», выделяя в речи звуки [В], [В"]: ветер, ворона, ковер, дверь, варенье, вьюга, вата, весло, вагоны.
- Дидактическая игра «Не ошибись».
На доске синий и зеленый домики. Логопед объясняет, что в этих домиках живут братья-звуки: «В» и «Вь». Дети расставляют к ним картинки, разделяя слова с твердым и мягким звуком [В]: ведро, валенки, волк, корова, веник, самовар, свеча, ваза, венок.
- Дидактическая игра «Какой звук убежал?».
Логопед: Ребята, послушайте, какой звук убежал из слова:... етка [в"],... олк [в],... ишня [в"],... етер [в"].
- Дидактическая игра «Договори словечко».
Логопед: Закончите слово частью «ВА»:
Рука…, остро…, гри…, тра..., кана…, заба…
Логопед: Повторите, какие слова у нас получились? (Ответы детей.)
- Игра-упражнение «Девочки— мальчики».
Логопед: Теперь, наши девочки вспомнят и называют имена девочек, а мальчики — мальчиков. Во всех именах должны быть звуки [В], [В"]: Валя, Вова, Вера, Витя, Ваня, Вика, Вася, Варя, Виолетта.
4. Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась, Потереть кулачками глаза.
Потянулась, улыбнулась. Поднять руки вверх через стороны, потянуться.
Раз – росой она умылась, Потереть ладонями щеки.
Два – изящно покружилась, Кружиться на месте.
Три – нагнулась и присела, Присесть.
На четыре – полетела. Помахать руками вверх-вниз.
- Игра «Поселим букву в дом».
Логопед: А вот и буква В. Посмотрите, из скольких частей состоит буква В? (Из трех частей.) Внимание, работа в парах! Составьте из своих пальцев и пальцев соседа букву В! На какой стороне улицы живет буква В? (Буква В живет на правой половине, на Громкой Улице.)
Ребенок выходит к доске и селит букву В в ее окошечко.
- Игры с буквами. «Составь слова».
Логопед: Дети, смотрите, каждому я раздала картинку со своим словом. Назовите их? (У меня сова и др.) Хорошо! А теперь сосчитайте, сколько звуков в вашем слове, обозначьте их фишками и выложите слово из букв разрезной азбуки. Будьте внимательны!
Дети составляют звуковые схемы слов из фишек, подсчитывают количества слогов в слове; составляют слово из букв разрезной азбуки, читают слова.
- Игра-упражнение «Раздели слова на части».
Логопед: Ребята, вспомним, как мы с вами учились делить слова на части? (Ответы детей.) А теперь разделим на части слова: пион, тапки, витамины, велосипед, киви, питон, воротник, иволга, вата.
- Работа в индивидуальных тетрадях (печатание слов, предложений с буквой В.)
5. Итог занятия.
Логопед: Ребята, чтобы вы навсегда подружились со звуками «В» и «Вь», сыграем игру. Закончите предложение словами на звук «В»:
Варя варит вкусное… варенье. Ваня взял… варежки. Валя вылила…воду.
На воротах сидит… На ветке чирикает… Врач протёр ранку … и др.
Логопед: Спасибо за работу! До свиданья!
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом: рабочая тетрадь. — М.: Machaon, 2015.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
|