Андриановская Елена Валентиновна, учитель-логопед БДОУ «Нюксенский детский сад общеразвивающего вида №2»
Тема: Автоматизация звука “Ж, Ш” в словосочетаниях и предложениях. Коррекционно-образовательная задача: Закрепить знания детей о звуках «Ж», «Ш», автоматизировать звуки в словосочетаниях и предложениях. Упражнять детей в подборе прилагательных, глаголов.
Коррекционно-развивающая задача: Развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, логическое мышление. Воспитательная задача: воспитывать самоконтроль за речью, формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: раздаточный материал, картинки, схема характеристики звуков Ж, Ш, игра «Поезд», проектор, презентация, игрушка Каркуша.
Ход занятия
I. Введение в игровую ситуацию.
Логопед: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!. Сегодня нас ждут увлекательные игры и приключения. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
К нам в гости снова пришла Каркуша. (игрушка)
Каркуша: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Каркуша. Мне так у вас нравится заниматься... Я хочу работать диктором на телевидении. Хочу, чтобы… я рассказывала разные новости, и меня все слушали очень внимательно. (Говорит, искажая звуки, убыстряя темп)
Логопед: Ребята, а вам нравится, как говорит Каркуша? Сможет ли она работать диктором? Почему?
Логопед: Да, ребята, Каркуша сейчас не сможет работать диктором, потому что она говорит не красиво.
II. Затруднение в игровой ситуации.
Логопед: А вы хотите помочь Каркуше? Как мы можем ей помочь?
Дети отвечают.
Логопед: Оставайся Каркуша с нами, и будем учиться говорить четко, внятно.
III. Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.
1. Каркуша: А что это у вас на экране? Зачем они здесь? На экране изображения жука и змеи- символы звуков Ш,Ж Слайд1
Логопед: С каким звуком мы продолжим работу? Давайте научим Каркушу произносить красиво песенки жука и змеи.
2. Логопед: Ребята, что нужно делать, чтобы язычок был послушным?
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «индюк», «маляр», «дятел», «чашечка», «парус».
Напомнить артикуляцию звуков: (схема)
- губы рупором;
- зубки видны, сближены;
- язычок вверху в форме чашечки;
- горлышко «работает», «не работает»
(произносим)
Символ звука.
3. Автоматизация «Ж» в слогах, согласовывая с движением пальцев
(клювики), все вместе и индивидуально.
Жа-жо-жу-жи-же
Ажа- ожо- ужу
Жба-жбо- жбу
Чистоговорки (рабочие тетради)
Во время произношения логопед уточняет «как произнес Саша, … все ли получилось у …»
Вот видишь, Каркуша, как замечательно работают наши дети.
4. Автоматизация «ж» в словах и словосочетаниях. Слайд 2
А. ответь на вопрос (склонение по падежам)
Б. глаголы
В. прилагательные
Дети выполняют задание. Каркуша тоже выполняет, но не правильно. Дети помогают произнести правильно.
Каркуша: Какие вы молодцы, наверное, я не смогу обойтись без вашей помощи.
Физминутка «Поймай звук»
5. Каркуша: Я приготовила новости, с которыми меня покажут по телевизору. Хотите и вам расскажу?
Игра «Исправь предложение»
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Дети произносят предложения правильно. Контроль за произношением.
Каркуша: Как здорово вы мне помогли!!! Сейчас я знаю, как правильно нужно говорить.
6. Каркуша: Как у вас мне нравится, а зачем вам нужен вооон тот паравозик?
Игра «Поезд». На поезде поедут только те предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Определить количество слогов в слове. В первом вагоне картинки, в названии которых один слог. Во втором вагоне картинки, в названии которых два слога. В третьем вагоне картинки, в названии которых три слога.
IV. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
Каркуша: Как у вас интересно!!! Сейчас я всегда буду красиво звуки Ш,Ж произносить!! А вам ребята понравилось?
Что было для вас самым интересным? Что было самым трудным? Что запомнилось больше всего? Дети отвечают
При необходимости – помощь «Доскажи …»
Мне больше всего понравилось…
Я научил Каркушу…
Я сегодня молодец, потому что…
Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Следили за своей речью – говорили красиво, да еще и Каркушу научили. Приходи к нам Каркуша еще, мы тебя и другие звуки научим говорить.
|