Словохотова Лариса Геннадьевна. Программа логопедического сопровождения детей с различными нарушениями речи, не посещающих группы компенсирующей направленности «АБВГДейка»

Программа логопедического сопровождения детей с различными нарушениями речи, не посещающих группы компенсирующей направленности «АБВГДейка»

Составитель: Словохотова Лариса Геннадьевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования (далее – Программа), разработана с целью осуществления коррекционного воспитательно-образовательного процесса для детей МБДОУ и детей прилежащего к МБДОУ микрорайона, имеющих различные недостатки в речевом развитии.

Программа призвана оказывать

1. коррекционную помощь:

воспитанникам 5 – 7 лет с нарушениями речи в рамках оказания консультативной и логопедической помощи детям и родителям на платной основе.

 

Скачать конспект

2. консультативную помощь

Родителям (или лицам, их заменяющим) в выборе средств и методов обучения и воспитания детей с речевыми недостатками

По данным мировой статистики число речевых расстройств растет, соответственно актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, являющемся сенситивным периодом развития речи. Увеличивается количество дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи различной этиологии. В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, который связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), что в свою очередь негативно отражается на полноценном всестороннем развитии ребенка.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Доказано, что чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат. Руководящей идеей при определении стратегии и технологии воспитания и обучения детей с различными речевыми нарушениями является идея профилактики и ранней коррекции отставания в речевом развитии. Коррекция коммуникативно-речевой сферы детей является необходимым условием их полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения бытовыми, игровыми, учебными умениями и навыками, что в свою очередь способствует социальной адаптации и последующей интеграции в общество.

Несмотря на комплексную работу по профилактике речевых нарушений, значительного снижения числа воспитанников групп общеразвивающей направленности, имеющих дефекты речи, не отмечено. Это объясняется рядом причин: большой процент детей с отягощенным анамнезом, пассивность родителей, нежелание выполнять рекомендации педагогов и другие.

Актуальность данной проблемы определила необходимость разработки Программы логопедического сопровождения.

Нормативно-правовая база программы.

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы, являются:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 05. 07. 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в ДОУ»
  • Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г., в редакции от 30. 12. 2008 г.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 г.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  • Концепция современной модели образования Алтайского края до 2020 года (проект), г. Барнаул, 2009 г.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91.
  • Изменения № 1 к СанПиН 2.4. 1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. № 164. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 2791-10.
  • О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000 г. № 65/23-16.
  • О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06.
  • Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29. 06. 1999 г.
  • Устав МБДОУ.
  • Договор между МБДОУ и родителями воспитанников.

2. Программа дополнительного образования.

2. 1.Цель программы

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь данной программой, определены цели коррекционной работы:

  • всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, полноценное проживание периода дошкольного детства;
  • создание единого коррекционно-развивающего пространства семьи и МБДОУ, обеспечивающего коррекционную логопедическую помощь
  • воспитанникам с нарушениями речевого развития
  • всем участникам процесса сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (родителям или законным представителя)

2. 2.Задачи

коррекционной работы:

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Для этого планируется:

  • Качественная дифференциальная диагностика дошкольников с целью своевременного выявления детей, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести;
  • Уточнение (при необходимости) речевого диагноза воспитанников;
  • Оказание квалифицированной логопедической помощи воспитанникам МБДОУ прилежащего микрорайона, не имеющих учителей-логопедов;
  • Оказание квалифицированной логопедической помощи воспитанникам групп общеразвивающей направленности, посещающих МБДОУ № 41;
  • Профилактика речевых нарушений у воспитанников, посещающих группы общеразвивающей направленности;

консультативной работы:

  • Формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной предметно-развивающей и речевой среды;
  • Оказание консультативной (групповой/индивидуальной, плановой и по запросу) психолого-педагогической помощи (с показом практических приемов работы) участникам процесса сопровождения воспитанников групп общеразвивающей направленности (родителям или законным представителям)
  • Пропаганда логопедических знаний среди участников процесса сопровождения воспитанников с нарушениями речевого развития.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов; помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушениями речевого развития.
  • Внедрение современных информационных технологий в процесс коррекционной работы.

2. 3.Принципы коррекционно-педагогической работы.

Процесс обучения воспитанников по Программе строится с опорой на следующие принципы:

  • принцип рекомендательного характера советов педагога;
  • принцип приоритета интересов воспитанника ( «на стороне ребенка»);
  • принцип непрерывности обучения;
  • принцип комплексного подхода к обучению;

Отбор форм, методов и приемов освоения Программы осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и специальной педагогики:

  • принципы научности, системности, комплексности
  • принцип развивающего образования
  • принцип необходимости и достаточности
  • принцип единства воспитания и обучения
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка
  • деятельностный подход
  • онтогенетический принцип; принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип)
  • принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта
  • принципы индивидуального и дифференцированного подхода
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации)
  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
  • принцип комплексно-тематического планирования для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми
  • принцип обходного пути
  • принцип уважения прав личности
  • принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях)
  • приоритет активных методов обучения; создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника

- принцип партнерского взаимодействия с семьей.

2. 4.Направления коррекционной работы по программе.

Программа коррекционно-развивающей работы осуществляется по следующим направлениям, отражающим её основное содержание:

  • диагностическое: обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в условиях МБДОУ;
  • коррекционно-развивающее: обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБДОУ;
  • консультативное: обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительское: направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2. 5.Содержание программы.

Диагностическая работа

включает в себя:

  • своевременное выявление детей с нарушенным речевым развитием
  • диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с речевыми нарушениями, выявление его резервных возможностей
  • изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка
  • анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа

включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями
  • организацию и проведение подгрупповых и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения
  • коррекцию и развитие высших психических функций
  • развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Консультативная работа

включает:

  • выработку обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, имеющими речевые нарушения
  • консультирование специалистом родителей (или их представителей) по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с детьми
  • консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением речи.

Информационно – просветительская работа

предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — детям с речевыми нарушениями, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса.

Основой при планировании, разработке и реализации Программы коррекционной работы (фронтально, в подгруппах и микрогруппах) является комплексный подход к проблеме ребенка, учет актуального уровня и «зоны ближайшего развития», индивидуальных, возрастных, психологических особенностей и структуры дефекта воспитанников.

Решение коррекционно-образовательных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей (консультации, занятия) а также в самостоятельной деятельности воспитанников дома.

Групповые занятия для детей приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения.

Подгрупповые занятиянаправлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня.

Консультативно-коррекционная работа осуществляется в следующий временной период: с 15 сентября по 15 мая текущего года.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, имеют сопутствующие диагнозы, функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения эмоционально – волевой сферы и др. С целью сохранения и укрепления физического/психического здоровья и профилактики утомляемости для воспитанников введен щадящий режим, который предполагает сокращение продолжительности коррекционной работы:

для детей шестого года жизни не более 20 минут,

для детей седьмого года жизни — не более 25 минут.

В течение учебного года происходит постепенный переход к работе в малых подгруппах (микрогруппах), который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Программа реализуется для воспитанников, не посещающих логопедические занятия в дошкольных учреждениях нашего микрорайона, а также для детей, посещающих группы общеразвивающей направленности нашего МБДОУ.

3. Условия реализации Программы коррекционной работы

3. 1. Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

3. 2. Методическое обеспечение.

Перечень программ и технологий, используемых в процессе логопедического сопровождения воспитанников

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя- логопеда.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В детский сад поступают безречевые дети 3-4-летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим нужны новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • различные виды логопедического массажа,
  • суджок-терапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • ТРИЗ — технологии
Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Юлия Василенко. Программа коррекционной работы с детьми раннего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения .
  • Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Мамойко Галина Николаевна. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Васильева Ирина Николаевна. Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Силяева Алла Михайловна. Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Презентация Тема: Причины речевых нарушений и этапы коррекционной работы
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь