Васильева Ирина Николаевна Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «ДС № 6 КВ» г. Пикалево
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений.
Скачать конспект
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; (сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном -образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры); личностно-ориентированные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.
Исходя из выше изложенного и осознавая значимость данной проблемы, мы выстроили свою систему работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников с использованием современных педагогических технологий, которая представлена нами в виде проекта «Школа красивой речи». Реализация этого проекта осуществляется уже второй год и приносит свои положительные результаты.
Участники проекта стали: дети группы № 2 «Анютины глазки»; их родители; воспитатели группы: Васильева И.Н., Олифер Н.Г.; учитель — логопед: Дедова О.И.
Тип проекта: коррекционно – развивающий.
Цель проекта: «Создание системы работы, направленной на профилактику и преодоление речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных методов, приемов и технологий».
Задачами данной системы являются: создание модели коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей; разработка форм их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды; подбор эффективных развивающих педагогических технологий, методов и приемов, а так же дидактических и методических материалы с учётом возрастных особенностей детей.
Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 3 до 5 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.
Изначально проект рассматривался нами как долгосрочный. Но принимая во внимание масштабность работы над проблемой, мы разделили его на проекты-периоды, соответствующие каждой возрастной группе:
- 2 младшая группа «Лепетушечки»: подготовка артикуляционного аппарата.
- Средняя группа «Чистоговорушечки»: формирование чистого звукопроизношения и обогащение словаря.
- Старшая группа «Скороговорушечки»: совершенствование звукопроизношения и развитие связной речи.
- Подготовительная группа «Говоруны»: закрепление чистого произношения всех звуков, развитие красивой связной речи, формирование грамматически правильного строя речи.
На сегодняшний день сформировалась устойчивая модель работы по проблеме, которая основана на тесном сотрудничестве детей, воспитателей, родителей и учителя — логопеда. Данная модель включает в себя разнообразные формы работы и технологии, которые с успехом реализуются. В данной статье хотелось бы поделиться опытом внедрения некоторых современных педагогических технологий развития речи дошкольников, которые мы используем.
Игровая артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата или «Логоминутки» (проводится воспитателем ежедневно: 3 раза в день- перед завтраком, после прогулки перед обедом, после тихого часа).
Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно комплексно- тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.
Нам очень повезло- с детьми нашей группы работает учитель- логопед! Он проводит мини- занятия и логоминутки в нашей группе общего назначения в свободное от своей непосредственной деятельности время!!!!!. Также занимается с детьми по подгруппам по постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями. Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» — пальчиковый игротренинг. Проводится ежедневно 3-4 раза в день.
Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» (В. А. Сухомлинский)
Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал); новейшие и авторские игры и пособия на развитие мелкой моторики.
Нами создана и используется богатая картотека пальчикового игротренинга по всем лексическим темам.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики.
Мы широко используем пластилинографию, нетрадиционные техники рисования, бумагопластику, плоскостная лепка с декором из коктейльных трубочек, аппликацию из комочков салфеток и многое другое. Такие занятия проводятся один раз в неделю.
Элементы мнемотехники
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету» К. Д. Ушинский.
Мы используем мнемотаблиц на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие связной речи, заучивание стихотворений, чистоговорок, составление описательных рассказов как в непосредственной так и в совместной образовательной деятельности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным явился этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности стали рассказывать знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Кинезиологические упражнения являются здоровье сберегающей технологией.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Кинезиологические упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование», «Дерево» и многие другие наши дети очень любят и уже точно воспроизводят.
Это далеко не полный спектр используемых нами технологий. В системе проводится игровая дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, речевые игры и упражнения на обогащение словаря. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в жизнь нашей группы: это и система мультимедийных презентаций по речевому развитию, и видео — уроки по артикуляционной гимнастике, видео- картотеки пальчикового игротренинга, компьютерные игры и пособия по развитию речи.
И отдельно хочется рассказать о привлечении родителей в наш проект. Они стали активными участниками всевозможных мероприятий. Уже подготовлены и проведены: семинары- практикумы «Уроки красивой речи для родителей от самих детей», «Элементы биоэнергопластики и кинезиологические упражнения», «Способы работы с мнемотаблицами» с видео- презентацией; обучающая видео- презентация «Нетрадиционные техники в работе по развитию речи детей»; мастер-классы для родителей: «Волшебные пальчики», «Постановка звуков от учителя- логопеда», «Речевые игры и упражнения на обогащение словаря»; конкурс «Лучшая мнемотаблица»; акция «Обратная связь»: вопросы-ответы в социальной сети с педагогами группы; открытые занятия для родителей; Речевые тренинги с использованием пальчиковых игр и упражнений, чистоговорок, загадок, пословиц, коротких считалок; Почтовый ящик: «Задайте вопрос» (воспитателю, педагогу-психологу, врачу-педиатру, учителю- логопед); «Копилка для родителей» — памятки, практические задания, советы, рекомендации и многое другой.
Подводя промежуточные итоги, можно сделать вывод, что реализация разработанной нами системы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей.
Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий речевого развития детей дошкольного возраста.
|