Головнёвой Надежда. Растёт поколение неговорящих детей

Растёт поколение неговорящих детей

Беседа с Головнёвой Н.А., воспитателем группы компенсирующей направленности.

Надежда Головнёва рассказала «ЯСНО» об особенностях речи современных детей.

В детстве многие из нас с удовольствием потешались над приятелями, не выговаривающими звук «р» или забавно свистящими во время смены молочных зубов. Однако сегодня такие милые недостатки сменили более серьёзные проблемы с речью, мышлением и кругозором юных россиян. В причинах и возможных последствиях нам помогла разобраться Надежда Алексеевна.

ЯСНО: Насколько хорошо говорят наши дети?

Надежда: Дети, родители которых сегодня обращаются за речевой коррекцией, очень сильно отличаются от детей, рождённых 10-15 лет назад. Это совершенно другое поколение.

 

Скачать конспект

Раньше у большинства малышей было нарушено звукопроизношение. Задача логопеда сводилась к тому, чтобы поставить правильные звуки, автоматизировать их и дифференцировать от других, схожих по звучанию или артикуляционному укладу. Чаще всего требовалось корректировать шипящие звуки и так называемые сонорные звуки, в основном «л» и «р», реже свистящие звуки. Они отрабатывались поэтапно на разнообразном речевом материале и постепенно входили в речь ребёнка.

На данный момент дети, нуждающиеся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже и реже. Сейчас за помощью обращаются родители младших дошкольников, которые в 3-3, 5 и даже в 4 года практически не разговаривают. У них ограниченный активный словарь, пассивный словарь также не соответствует возрасту. Звукопроизношение страдает, причём постановки требуют даже гласные звуки, например «ы» и гласные раннего онтогенеза, такие как «х», «ф», «в» и т. д. Обычно у таких детей нарушена слоговая структура слова: они произносят слово усечёно, используя либо первый, либо последний слог. Если слово произносится более полно, то при этом в нём могут встречаться замены слогов либо перестановка их местами. Грамматический строй речи также не развит в соответствии с возрастом, т. е. малыши путают местоимения мужского и женского рода, окончания глаголов, прилагательных и т. д.

В настоящее время востребованы такие специалисты, как: логопед-дефектолог, логопед-психолог и логопед-нейропсихолог — так как, кроме проблем с речью, присутствуют и другие.

Дефектолог, например, занимается коррекцией когнитивных функций: памяти, внимания и мышления. Работает над развитием познавательной сферы ребенка.

Психолог, в свою очередь, помогает решить проблемы в эмоционально-волевой сфере, корректирует нарушения мотивации, например, снижение мотивации к контакту с окружающими.

Новая и очень востребованная категория специалистов – нейропсихологи. Они способны эффективно работать с такими детьми, которые не имеют особых замечаний со стороны неврологов, демонстрируют сообразительность, понимание речи, но их собственная речь существенно отстаёт от возрастной нормы.

На данный момент в логопедии специалисты ориентируются в определении нормы на труды 1980-х годов. Согласно им у ребёнка к 5 годам, практически полностью формируется речь, далее она совершенствуется, усложняется, но основные правила и речевые нормы ребёнком должны уже быть усвоены.

В норме ребёнок произносит все звуки и слова правильно, имеет пассивный словарный запас в несколько тысяч слов, его речь понятная и связная. К сожалению, современные дети говорят хуже, чем их родители в данном возрасте. То, что старшее поколение осваивало к 5 годам, малыши XXI века осваивают годам к 6, а порой и позже.

Чтобы пересмотреть нормы речевого развития, необходимо провести масштабную исследовательскую работу. На данный момент мы не имеем актуальных данных, но, оценивая объективно подрастающее поколение, я вижу выход в более гибкой оценке результатов логопедической диагностики.

Одним из способов приспособится к меняющейся ситуации является инклюзивное образование в России. Оно способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.

ЯСНО: каковы причины и последствия сложившейся ситуации?

Надежда: На государственном уровне причина таких изменений сформулирована как «генетическая усталость нации». На мой взгляд, причин много: это и экология, качество воздуха, воды, пищи, и генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни с наличием стрессов, и огрехи воспитания, отсутствие полноценного общения родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье и т. д.

ЯСНО: Что делать обществу и, в частности, родителям для спасения подрастающего поколения?

Надежда: Что я бы точно посоветовала, так это осознанно подойти к беременности. Это один из первых кирпичиков, закладывающих здоровье и благополучие ребёнка. Минимум стрессов во время беременности, бережное отношение к психике будущей матери, комфортный режим и полноценное питание. Ничего нового, однако современные женщины этим часто пренебрегают. Особенно этот совет касается женщин, живущих в крупных городах.

Если говорить о родах, то наилучший способ – это, конечно, тот, который задумала сама природа. Если есть такая возможность и врачи не настаивают на кесаревом сечении, использовании анестезии, то естественные роды должны быть в приоритете.

В процессе роста малыша родители должны создать ему все условия для гармоничного развития. Если у вас нет опытных бабушек или личного опыта, почитайте об этапах развития детей в литературе, ведите дневник. Записывайте в него, в каком возрасте впервые перевернулся ваш ребёнок, сел, начал ползать. В первый год жизни самый главный ориентир – это физическое развитие малыша, внимание к этой сфере позволит вам заметить, если что-то идёт не так, и вовремя обратиться к специалисту. Ежедневные занятия нивелируют большинство выявленных на этом этапе проблем развития. Например, дайте больше простора ползунку, чтобы он не начал ходить слишком рано. Ползание — это сложный двигательный навык, позволяющий укрепить межполушарные связи, заложить возможности для выполнения в будущем таких задач, как чтение и письмо. Главное, не препятствовать гармоничному развитию, а помочь поддержать маленького исследователя.

Когда ребёнок подрастёт, не спешите показывать ему гаджеты. Дети прекрасно их осваивают, чем очень впечатляют родителей. Однако, практика показывает, что использование гаджетов (смартфонов, планшетов и т. д.) снижает врожденный познавательный интерес, мотивацию к вербальному общению, а также сильно перегружает психику малышей. Лучше живого общения для развития речи ребенка нет ничего. Родители для ребёнка — это носители языка, именно они обучают своё чадо, передают ему жизненный опыт, как бытовой, так и социальный. Невозможно переоценить роль родителей.

Подытожив, хочу сказать, будьте внимательны к своему ребёнку. Именно внимание позволит вам не упустить своего малыша, а вырастить его здоровым и счастливым.

Просмотров: 288
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Милусь Наталья Александровна. Занятие по развитию фонетической стороны речи в старшей группе с использованием ИКТ «Звуки /К/ и /КЬ/».
  • Стародубова Светлана Васильевна. Связная речь дошкольника как средство развития интеллектуальных способностей детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Никитина Надежда Ивановна. «Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь