В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей — усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.
Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.
Скачать конспект
Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.
С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.
Например, игровое упражнение "Попугай".
Если ребёнок неправильно произнёс какой — то звук, мы просим его:
"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.
Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".
В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:
"Каждый день, всегда, везде,
на занятиях, в игре громко,
чётко говорим,
никогда мы не спешим!"
Выучите его вместе с детьми.
Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру — соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:
"Ёлочка — красавица".
"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" — дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.
"Мороз снежком укутывал" — снежками и снежинками и так далее.
Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.
При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.
Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:
язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.
Когда движение будет освоено, вводится усложнение:
язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.
В упражнении «Качели» — сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением — язык вверх, а руки вниз.
В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами ( «кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Подобные игровые приёмы очень хорошо помогают добиться
стойкого закрепления поставленных звуков,
развить самоконтроль, внимание к правильно звучащей речи!
|