Выполнила воспитатель 1 категории МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Тесленко Е.Н.
Задачи:
- Содействовать формированию умения самостоятельного построения связного и выразительного речевого высказывания с использованием схемы.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
- Упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей поощрять образование определений из двух слов (длинные уши – длинноухий, длинные ноги – длинноногий, короткий хвост – короткохвостый, траву ест – травоядный, косые глаза — косоглазый), развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы.
- Развивать воображение, логическое мышление, внимание.
- Способствовать формированию правильной осанки.
- Активизировать словарный запас: травоядный, хищный, всеядный, куцый.
- Способствовать формированию интереса к природе родного края.
Материалы и оборудование к занятию:
Изображение диких животных, птиц, макеты лесных деревьев, репродукции картин леса, опорная схема для составления рассказа о лесных животных, мяч, кассета с голосами птиц леса, магнитофон, магнитная доска, кукла Незнайка, дидактическая игра «Угадай чей».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К. Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?», «Угадай чье».
Игры — драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».
Методические приёмы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация)
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание)
- практические (игровые).
Ход занятия.
Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей).
Послушайте загадку и отгадайте куда мы отправимся:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!
(Лес)
(Ответы детей).
Воспитатель: — Правильно. Давайте, закроем глаза и услышим волшебные звуки леса. (Звучит запись «звуки леса»). Ребята, мы можем не только наслаждаться звуками леса, но и любоваться его красотой.
Пока вы любуетесь картинами, давайте послушаем стихотворение о лесе. (Читает ребенок).
Автор: Борис Заходер.
«Шагай!» — поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алешка!
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зеленая
Мягче подушки!
*
Незнайка: — Здравствуйте, ребята! А знаете, я в лесу видел рыжего волка, он сидел под кустом и дрожал, а еще у него были длинные уши. (дети смеются)
Воспитатель: — Разве у волка бывают длинные уши, разве он рыжий? Незнайка, ты, наверное, что-то напутал. Мы тебе сейчас расскажем о лесных жителях.
(рассказы детей по схеме: кто, внешний вид, где живет, чем питается, чего опасается
Воспитатель: -Скажите, а если у зайца длинные уши, как это сказать одним словом? (длинноухий)
А можно сказать про зайца – длиннохвостый? (обоснованные ответы детей) Значит он какой? короткохвостый или говорят куцый (попросить ребят повторить слово «куцый» и дать ему разъяснение)
-Ну что, Незнайка, запомнил лесных животных?
Незнайка: — Да, спасибо вам, ребята!
Воспитатель: — Я предлагаю вам встать и прогуляться по лесу.
Вместе по лесу идем (физ. минутка).
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (потягивания-руки в стороны.)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания- руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Незнайка: -Хоть я и запутался с животными, зато я знаю загадку о них, ни за что не отгадаете.
-Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)
-Правильно, какие же вы догадливые!
Незнайка: -Я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова? ”.
(При подаче картинок детям Незнайка “нечаянно их рассыпает”). -Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты)
Игра
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? — медвежья
-Ухо чье? — медвежье
-У зайца лапы чьи? — заячьи
-У лисы хвост чей? — лисий
-У ежа иголки чьи? — ежиные
-У волка голова чья? — волчья
-Ухо чье? — волчье
-Спина чья? — волчья
-У оленя рога чьи? — оленьи
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, объясняя, почему они так сделали
Воспитатель: — Хорошо в лесу, береги его красу. А вы, ребята, какие пословицы и поговорки знаете?
Дети говорят пословицы:
Дальше в лес — больше дров.
Возле леса жить — голоду не видать.
Волков бояться, в лес не ходить.
Лес поит, корми т, одевает, укрывает, согревает.
Кто лес любит и знает, тому он помогает.
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете вы все знаете? А где еще можно узнать еще больше о лесе и его обитателях? (ответы детей).
Незнайка: — Сколько вы всего знаете! Как с вами интересно! Я столько узнал интересного, но мне к сожалению пора идти, до свидания!
ЛИТЕРАТУРА:
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
- И.А. Рыжова «Наш дом – природа».
- Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
- Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
- Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998, № 7, с. 45-49.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
- Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.
|