Васильева Анна Владимировна. «Экология через сказку»

«Экология через сказку»

(доклад – сообщение, перспективный план кружковой работы с детьми старшей группы)

МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района воспитатель Васильева А.В. г.Саратов

На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребёнка.

 

Скачать план работ

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предыдущего периода, когда восприятие литературы было ещё неотделимо от других видов деятельности, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе.

Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.

Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать их внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля. Также как и раньше, дети очень любят сказки. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Образовательная работа «Экология через сказку» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности детей.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей курса является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.

Непременным условием таких сказок должно быть следующее:

  1. по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);
  2. свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у неё должно быть шесть).

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, а также для практического занятия.

1. Задачи

образовательная программа «Экология через сказку» разработана как дополнение к экологическому воспитанию старших дошкольников и призвана решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений дошкольников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров
  • углубление теоретических знаний в экологическом воспитании, в процессе развития основ экологической культуры
  • формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.
  • учить наблюдать за явлениями окружающего мира, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями.
  • подвести детей к элементарному осмыслению устройства живой природы через чтение художественной литературы и наблюдений в природе.
  • развивать экологическое мышление и творческое воображение.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; желание отражать впечатления в рисовании, лепке, аппликации.

Цель: сформировать экологически грамотную, развитую, гуманную личность дошкольника через изучение художественной литературы по экологии.

Перспективный план работы по программе «Экология через сказку»

Литература:

  1. . Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 159с.
  2. 500 стихов – загадок для детей / сост. И.А. Мазнин. – 2 –е издание, испр, — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ., 2014.
  4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей «Мы», С-П б., 2001, изд «Детство – пресс»
  5. Хрестоматия для детского сада (Сказки. стихи, рассказы о животных), Москва 2006., изд.» Дрофа – плюс».
Просмотров: 483
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Афанасьева Наталия Вячеславовна Афанасьева Светлана Веняминовна. Формирование экологической культуры через использование природоведческой литературы
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Кудрявцева Татьяна. Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Черткова Ирина Григорьевна. Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
  • Никитина Анна Сергеевна Пупкова Елена Александровна Макулькина Наталья Николаевна Макарова Анна Сергеевна. Формирование основ экологической культуры дошкольников
  • Сологубова Мария Владимировна. Перспективный план развития воспитателя «Игры как средство экологического воспитания»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Переверзева Юлия Юрьевна. Использование художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников
  • Любовь Горохова. Консультация для воспитателей тема: «Формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Василенко Светлана Борисовна. Формирование экологической культуры дошкольников
  • Козырева Татьяна Владимировна. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь