(доклад – сообщение, перспективный план кружковой работы с детьми старшей группы)
МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района воспитатель Васильева А.В. г.Саратов
На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребёнка.
Скачать план работ
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предыдущего периода, когда восприятие литературы было ещё неотделимо от других видов деятельности, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе.
Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.
Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать их внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля. Также как и раньше, дети очень любят сказки. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.
Образовательная работа «Экология через сказку» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности детей.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей курса является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.
Непременным условием таких сказок должно быть следующее:
- по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);
- свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у неё должно быть шесть).
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, а также для практического занятия.
1. Задачи
образовательная программа «Экология через сказку» разработана как дополнение к экологическому воспитанию старших дошкольников и призвана решать следующие задачи:
- расширение экологических представлений дошкольников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров
- углубление теоретических знаний в экологическом воспитании, в процессе развития основ экологической культуры
- формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.
- учить наблюдать за явлениями окружающего мира, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями.
- подвести детей к элементарному осмыслению устройства живой природы через чтение художественной литературы и наблюдений в природе.
- развивать экологическое мышление и творческое воображение.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; желание отражать впечатления в рисовании, лепке, аппликации.
Цель: сформировать экологически грамотную, развитую, гуманную личность дошкольника через изучение художественной литературы по экологии.
Перспективный план работы по программе «Экология через сказку»
Литература:
- . Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 159с.
- 500 стихов – загадок для детей / сост. И.А. Мазнин. – 2 –е издание, испр, — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ., 2014.
- Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей «Мы», С-П б., 2001, изд «Детство – пресс»
- Хрестоматия для детского сада (Сказки. стихи, рассказы о животных), Москва 2006., изд.» Дрофа – плюс».
|