1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Название проекта «Нам книги много интересного расскажут!»
Тема проекта Формирование экологической культуры дошкольников через использование природоведческой литературы
Автор проекта Афанасьева Наталия Вячеславовна
Место реализации проекта МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары, старшая группа
Проблема, на решение которой направлен проект Проблема экологического воспитания и образования – одна из актуальных на сегодняшний день. Известно, что именно в дошкольном возрасте идет становление важнейших личностных качеств, закладываются основы экологической культуры. Однако мы заметили, что воспитатели и родители при формировании экологической культуры старших дошкольников уделяют недостаточное внимание чтению книг природоведческого содержания.
Скачать конспект
Цель проекта Формирование экологической культуры у детей старшей группы через использование литературы природоведческого содержания
Задачи проекта 1. Продолжать пополнять литературный багаж детей рассказами о природе
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду произведениями природоведческого характера
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников, через природоведческую литературу
Участники проекта Воспитанники старшей группы, родители, воспитатели
Сроки реализации Долгосрочный (сентябрь, 2018 – май, 2019 г.)
Ожидаемые результаты 1. Литературный багаж детей пополнен рассказами о природе В. Бианки «Сова», К. Паустовский «Теплый хлеб», К. Ушинский «Слепая лошадь». Дети проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным, растениям.
2. Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась произведениями природоведческого характера: В. Бианки «Первая охота», Л. Толстой «Лев и собачка», Д. Мамин – Сибиряк «Медведко».
3. Родители воспитанников вовлечены в образовательный процесс по формированию экологической культуры через проведение открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми, оформление книжек самоделок о природе.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Проблема экологического воспитания и образования – одна из актуальных на сегодняшний день. Известно, что именно в дошкольном возрасте идет становление важнейших личностных качеств, закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги наших писателей – натуралистов, произведения которых мы используем в своей работе. Произведения В. Бианки, С. Сахарнова, К. Паустовского, Н. Сладкова, Г. Снегирева, Г. Скребицкого, М. Пришвина, В. Чаплиной, Е. Чарушина помогают нам раскрыть для ребят значимость темы единства природы и человека, помогают образно, через сравнения, увидеть красоту родного края. Показать, что мир природы является не только источником материальных ресурсов, но и важным фактором духовного развития человека.
Впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, присущие детям дошкольного возраста, по мнению В. А. Сухомлинского, помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную. Подобные чувства вводят малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Использование художественных произведений писателей-натуралистов помогает обогащать и углублять знания детей о мире природы и мире животных, сформировать экологическую культуру у дошкольников.
В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста, которыми занимались В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Т.А. Маркова, М.Ю. Попова, где рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
Учитывая всё выше сказанное, можно утверждать, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями и одним из средств формирования экологической культуры является природоведческая литература.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
Повышение качества нашей работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли серьезный вклад в дошкольную педагогику.
Так большинство умов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Каменский, например, видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли», а К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития [7].
Найти верный путь по воспитанию экологической культуры детей помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, которое, несомненно, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Детская книга – вот то, чем можно привлечь ребенка и воспитывать. Важность использования детской природоведческой книги впервые отметил В.Г. Белинский, который заметил отсутствие «толковых книг», дающих детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно-познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем царствам природы». Он подсказал основной способ изображения природы – одушевление – «надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и порхающую по цветам бабочку. Надо дать детям почувствовать, что все это бесконечное разнообразие имеет единую душу, живет единою жизнью…».
Художественная литература считается одним из видов искусства, который позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Чудесное описание времен года и разноцветия летних лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы – все это формирует эстетическое отношение ребенка к природе, учит любить ее.
Вряд ли сейчас найдется автор, у которого нет произведения, затрагивающего тему природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие известные поэты и писатели: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Житков и многие другие.
Произведения художественной литературы объясняют детям мир чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь. Интересные рассказы и красиво сложенные стихи помогают формировать у детей бережное отношение к окружающему миру и желание заботиться о нем. Кроме того, природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей, дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.
При знакомстве детей с произведениями о природе пополняются, уточняются знания об известных им явлениях природы и фактах из жизни животных и растений.
В руках взрослого детская книга имеет большую познавательную ценность. Особое значение демонстрируют обучающие свойства книги, которые формируют мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует также развитию речи ребенка, обогащению его словаря.
Чтение поэзии о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Они начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанных произведений, включать их в свою игровую деятельность.
Решение задач экологического воспитания детей осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. К примеру, в старшем дошкольном возрасте природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.
Чтение художественного произведения развивает умение наблюдать. Здесь задача взрослого – вызвать ожидание встречи ребенка с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей (таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова).
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
После чтения художественных произведений полезно организовывать беседы о прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о них.
Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать персонажам, возмущаться или радоваться.
Итак, значение природоведческой литературы неоспоримо в воспитании экологической культуры подрастающих поколений. Оно заключается в следующем:
- Помогает обогащать знания детей;
- Учит вглядываться в окружающий нас мир, помогает найти ответы на многие вопросы, развивает познавательный интерес к природе;
- Помогает детям познать природу во всем ее многообразии;
- Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах;
- Формирует эмоционально-ценностные установки;
- Учит эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей осознано правильное отношение к природе.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 «Колокольчик» расположен по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 82.
Содержание образовательного процесса дошкольного учреждения определяется Основной образовательной программой дошкольного образования на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализация части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется Программой образования ребенка-дошкольника» (научный руководитель Л.В. Кузнецова, Чебоксары, 2006 г.).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 167 «Колокольчик» разработана для обеспечения укрепления здоровья и разностороннего развития детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Реализуется по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Созданная комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в дошкольном учреждении соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы СанПин 2.4. 1. 3049-13, нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.
В ДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации все участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
- электронной почтой
- выходом в Интернет
- функционирует официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 167»: http://dou167. vrhost. ru
Учреждение оснащено необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Каждый педагог ДОУ имеет доступ к техническим и сетевым ресурсам ДОУ.
В методическом кабинете имеются следующие пособия:
- С. Н. Николаева «Юный эколог»;
- С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
- Н. А. Рыжова «Наш дом — природа»;
- С. В. Рянжин «Экологический букварь».
Для детей в групповом помещении оформлен уголок книги и дидактических игр, где располагается:
- литература: Е. Чарушин «Волчишко», В. Чаплина «Юля в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше», «Сова», Г. Демыкина «Птенцы научились летать», К. Паустовский «Заботливый цветок». Литература постоянно дополняется, уголок обновляется по мере необходимости
- дидактические игры: ( «Что из чего сделано», «С какого дерева листок», «Времена года» и др.) и иллюстрационный материал, которые помогают в формировании экологической культуры.
Для проведения разнообразной педагогической работы в групповом помещении создано экологическое пространство в виде уголка природы. Главное преимущество уголка природы – его непосредственная близость к детям. Здесь есть зона комнатных растений, экспериментальный уголок, выставочный стенд.
В зоне комнатных растений представлены: сансевиерия, лимон, каланхоэ, хлорофитум, сенполия, бегония, традесканция. Все растения находятся на уровне глаз детей, доступны для наблюдений и ухода за ними.
Экспериментальный уголок интересен практически всем детям, т.к. в этом возрасте они любознательны и готовы к новым открытиям. Здесь представлен разнообразный природный материал (кора деревьев, сухоцветы, различные семена, камешки, песок, ракушки, шишки, птичьи перья), разные виды круп, кусочки ткани, кожи и многое другое.
Выставочный стенд представляет собой выставку детских рисунков и изделий из бросового материала.
Также в уголке природы находится Календарь природы, в котором дети отслеживают изменения в погоде, наблюдают за последовательностью времен года и их особенностями.
Кроме того, в целях пропаганды детской литературы дошкольное учреждение сотрудничает с Центром семейного чтения им. М. Шумилова (пр. Тракторостроителей, 73). Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы. Согласно теме проекта с детьми в этом году проводятся различные тематические беседы, экологические викторины и акции.
Работа по реализации проекта шла на протяжении всего учебного года (сентябрь – май). В рамках проекта с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения была проведена беседа на тему «Люди – друзья природы», в которой освещались вопросы: «Для чего человек сажает леса?», «Сможем ли мы существовать без растений и животных?», «Зачем планете чистый воздух?». В беседе участвовали 27 воспитанников (14 девочек, 13 мальчиков), большинство из детей показали заинтересованность данными вопросами, активно участвовали в обсуждениях. Лишь трое из ребят (мальчики) показали низкую активность во время беседы, изредка включались в обсуждения, неохотно отвечали на вопросы воспитателя.
|