Воспитатель: Кухарева. Н. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Земский"
Программное содержание:
- Дать представление о черноземной почве как о компоненте природы и круговороте веществ.
- Показать структуру и органический состав черноземной почвы.
- Показать взаимосвязь почвы и растений.
- Познакомить с представителями почвенной фауны на примере дождевого червя.
- Приобщать детей к действенному отношению к природе (выращиванию комнатных растений из черенков).
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Методические приемы:
- Игровая обучающая ситуация (ИОС)
- Наблюдение эксперимент
- Использование живых объектов
Оборудование:
Срез земли, дождевой червяк в банке, комочек земли для рассматривания, лист бумаги, салфетка, ящик с землей, аквариум, черенки, стаканы для воды, стакан с дырочкой для земли, совок, палочка с меткой, клеенка.
Ход занятия.
В «уголке природы» лежит мешочек с землей и письмо от Подземного Царя. Воспитатель с детьми находят и читают: «Дорогие дети! Посылаю вам очень ценный подарок — мешочек земли из своего Подземного Царства И вы подарите ее комнатным растениям. Почему земля волшебная? Потому, что это не просто земля — это почва. Она кормит и поит растения. Это целое Подземное Царство, которое вы не видите.
Хотите с ним познакомиться? Позовите меня громко три раза: «Подземный Царь» -и я приду к вам».
(Дети зовут). Подземный Царь, (закрывает глаза рукой от яркого света)
Ох, как тут у вас светло. Никак не могу привыкнуть к солнцу, потому что у меня под землёй так хорошо — темно,
прохладно.
Ну, рассказывайте, для чего меня вызвали? (Хотите узнать о моём Подземном Царстве?) (Кто живёт в моём Царстве?) (Почему я люблю своё Царство?)
Подземный Царь. Не зря я к вам пришёл. Теперь вы будете о моём Царстве больше знать. А то многие ходят по крыше моего подземного дома — почве, и даже не задумываются о том, что её надо беречь.
Почва — это верхний слой земли. Почвы бывают разные: глинистые, песчаные, чернозёмные.
В Белгородской области преобладает чернозёмная почва или чёрная земля.
- Потрогайте почву. Она мягкая или твёрдая? Сухая или влажная? Плотная или рыхлая?
- Раскрошите почву. Посмотрите, что в ней есть? (корешки, камешки, червячки) комочки.
- Возьмите волшебные стёкла — лупы. Рассмотрите через них чёрную землю. Что увидели? В этой почве есть остатки перегнивших корней, листьев, стеблей — это перегной, он придаёт почве тёмный цвет, чёрный — чернозём. Это самая плодородная почва, потому что в неё много питательных веществ, она даёт богатые урожаи.
- Возьмите комочек и нарисуйте им что-нибудь на листе бумаг (червячка, палочку, веточку).
Какого цвета рисунки у вас получились? Какого цвета стали у вас руки? (чёрные) Вытирайте руки влажной салфеткой и подходите ко мне.
В моём Царстве красок не много — чёрные, коричневые оттенки. Посмотрите. Какие цвета вы тут видите?
Моя почва похожа на слоёный пирог. Самая верхняя полоса — самая тёмная, в ней больше всего «еды» для растений: много всяких корешков, жучков, личинок.
Чем глубже будем опускаться в моё Царство, тем меньше «еды» для растений, меньше корешков и почвенных жителей.
Подземный Царь. А теперь давайте подойдём к окну и посмотрим. Как называются деревья у вашего окна? Как они стали такими большими, как ваги детский сад? Что нужно деревьям, чтобы расти? (Питание) Откуда дерево берёт себе питание? (Из земли) Чем больше в земле питания для растений, тем быстрее и лучше оно растет. Как вы думаете, откуда берётся «еда» в почве. Садитесь на коврик, я расскажу. Природа — волшебница. В ней так всё устроено, что ничего не пропадает. Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом исчезают? С дорожек нужно убрать листья.
Люди делают неправильно, сжигая листья. Сжигая листья в скверах, садах и парках, они лишают растение питания. Костры губительно действуют на почву. Дым отравляет воздух, людям тяжело дышать. Запомните, нельзя сжигать листья!
В лесу листья никто не сжигает и не убирает, но их и следа нет. Там где были листья — растёт трава. Куда же они исчезают? (предположения детей). Дело в том, что листья, ветки, даже пни превращаются в почву. Сначала почва поит и кормит растения, а потом они ее. И почва становится богатой. А растения потом опять у почвы питание берут. Подземный Царь. Вы слышите, меня кто-то зовёт? (Находит банку с дождевым червём). Вот кто меня звал.
Это дождевой червяк. Он живёт в моём Подземном Царстве. Дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться. Он надеется, что среди вас нет таких, которые давят его родственников, когда те выбираются на поверхность земли во время дождя. Л еще он просит узнать, знаете ли вы, что он делает в земле? (Рыхлит, превращает листья в почву). Он пришёл к вам, чтобы показать, как он это делает. Видите, в банке, внизу земля, песок, листики. Дождевой червь останется у вас, и будет трудиться, а вы наблюдайте, что произойдёт с землёй и песком. И напишите мне письмо. А потом, отпустите червяка в моё Подземное Царство, он сам ко мне дорогу найдёт. Обещаете?
Я посылал вам в подарок волшебную землю, чтобы вы подарили её комнатным растениям. Как вы это сделаете? Я предлагаю вам в землю посадить черенок и вырастить новое растение. Я вас научу.
-Вот черенки, из которых мы будем выращивать растение. Я возьму себе один и опущу его в стакан с водой, чтобы корешки не пересохли, пока будем готовить почву.
-Это стакан, в который вы посадите черенок. Посмотрите, у ваших стаканов есть дырочка? Как вы думаете, зачем?
-Какое питание насыплем в стакан?
-Чем будем насыпать? Смотрите внимательно. Вот я насыпаю совком землю до краёв, прижму пальчиками, для того, чтобы было удобно поливать, и вода не выливалась через края. -Палочка с меткой поможет сделать лунку, чтобы опустить в неё черенок. Опускаю палочку в землю до метки. Лунка готова. -Беру черенок и осторожно, чтобы не сломать корешки, опускаю в лунку. Пальчиком прижимаю землю к стеблю.
-Мой черенок посажен. Теперь вы берите стаканчики с водой и идите выбирать черенки. Приступайте к работе. Подземный Царь. Растение посажено, но оно ещё не может брать влагу из земли. Надо, чтобы корешки укрепились в земле. А листья испаряют влагу. Чтобы влаги испарялось меньше, мы поставим стаканчики в старый аквариум. Там будет влажный воздух и будем поливать.
Устал я, глаза от света болят. Нельзя мне долго в вашем Надземном Царстве находиться. Пойду-ка я к себе, за порядком следить, червей дождевых считать и охранять. Если буду нужен — зовите. Вы знаете, как меня позвать.
А теперь вам мой царский подарок!
Щёки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый, Вся на солнышке она. А в рубашке зелена.
Выросла редиска в Подземном Царстве, питалась в земле, а теперь вы будете питаться редиской и расти здоровыми, крепкими, сильными.
|