Почва – богатство нашей Земли
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить с процессом образования почвы.
- Дать представление о почве и ее составе.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
- развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
- активизировать словарь за счет слов: плодородная, перегной, примеси, лелеет.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности
Предварительная работа: экспериментирование с водой, воздухом, песком, глиной, проведение опытов доказательств, работа по схеме моделей «признаки живого», строение растений, функцию корней, чтение художественной литературы, рассматривание картин, посадка и наблюдения за посадками семян, составления макета земной коры, дид. игра: «Семена»
Словарная работа: учёные-исследователи, лаборатория, лупа, плодородная почва.
Оборудование и материалы: стаканчики с землей, с водой, ложечки, салфетки, лупы – по количеству детей, схемы- модель признаки живого, модель строения земной коры, макет строения почвы, музыкальная установка «звуки природы».
Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
А что мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, отгадав загадку:
Самый верхний слой земельный,
В нём растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как её все называют?
Ответ детей. (Земля, почва.)
Ребята, прослушав загадку, как вы догадались, что это почва?
Ответы детей: (верхний слой земельный, растёт трава, плодородием обладает).
Правильно. Почва- это верхний слой земли, в котором развиваются корни растений.
А какие секреты хранит в себе почва, вот в этом мы с вами и будем разбираться.
Давайте вспомним, как образовалась почва?
Рассказ воспитателя: (музыкальное сопровождение)
Когда-то давным-давно почва не покрывала нашу землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали слой перегноя, делая нашу почву плодородной. Плодородие- это главное свойство нашей почвы, потому что в ней находится всё необходимое для жизни растений.
А что необходимо для жизни растений. Ответы детей.
Чтобы узнать, есть ли это всё в почве и что делает нашу почву плодородной мы с вами узнаем, проведя опыты. Для этого предлагаю вам стать учёными-исследователями, чтобы изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
- Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
- Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
- Советоваться друг с другом.
- Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт№1
Необходимо выяснить из чего состоит почва, то есть что в ней находится. Возьмём почву и добавим в стакан с водой, размешаем. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что там находится.
Ответы детей
Вывод: В состав почвы входят листочки, корешки, песок, глина.
Опыт№2
Ребята, а как вы думаете через корни растений могут листочки и корешки попасть в стебелёк? Нет. А вот как они попадают в корни растений, я вам сейчас и расскажу этот секрет почвы.
В тёплое время года почва кормит и поит растения; а когда приходит холодное время года деревья сбрасывают листья и плоды многие из них уже покрыты коричневыми пятнами (это пятна гнили) укрывая ими свою кормилицу землю, вот тут и начинается превращение листьев, корешков, плодов в перегной под воздействием дождей и деятельности невидимых обитателей (грибов и бактерий), тем самым делая нашу почву питательной, и с водой питательные вещества попадают в стебелёк растений, и где больше такого перегноя там земля и плодороднее. Как говорит народная пословица: «Из земли пришли в землю и уйдут»
Давайте возьмём мешочек с землёй и почувствуем какой запах имеет почва.
Ответы детей (пахнет сухими листьями и гнилью). Правильно именно так пахнет перегной.
Вывод: В почве есть перегной; значит там есть питательные вещества для растений.
Давайте немножко отдохнём и порадуемся солнышку.
Физкультминутка: «Солнышко»
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось,
Свои лучики раскрыло,
Оглядело всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Опыт№3
Показать, что в почве есть воздух. Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, Что образуется. Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух.
Вывод: В почве есть воздух.
Опыт№4
Нам нужно выяснить есть ли в почве влага. Возьмите салфетку и стаканчик с почвой, ложечкой возьмём немного почвы и завернём в салфетку. Какой стала салфетка? Ответы детей. (грязной и влажной).
Теперь возьмём стакан с водой и немного добавим воды в почву. Куда спряталась вода? Она впиталась в почву. Какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: Почва впитывает и удерживает влагу.
Пальчиковая гимнастика «Капля».
Как вы думаете, почва только растениям нужна?
Ответы детей. Видите, как важна для нас почва.
Поэтому мудрый народ придумал, пословицы:
Земля- кормилица наша.
Рыбам вода, птицам воздух, растениям и человеку земля.
Кто почву лелеет, того земля жалеет. Как вы понимаете значение слова «лелеет»
Ответы детей. (Оберегает, заботиться).
Как мы можем это сделать?
Ответы детей.
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.
Итак, как вы можете описать почву, которая нам всем необходима? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Молодцы ребята! Вы замечательные исследователи, все хорошо работали, вот и вам матушка земля приготовила сладкие подарки.
|