Воспитатель: Сидорова Ирина Ивановна, МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти
Важным направлением развития ребенка в детском саду является его духовно-нравственное воспитание и развитие.
Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.
С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах. Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.
Духовно-нравственное воспитание идей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.
У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.
Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.
Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.
Практические занятия – это форма работы, которая позволяет реализовать различные педагогические техники работы с дошкольниками, также освоение методики организации и проведение разнообразных методов и форм работы по экологическому воспитанию в детском саду, а затем реализуем их на практике.
Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является нашей задачей.
На помощь нам приходят различные формы деятельности:
Занятия:
- «природа и ее загадки»
- «ребятам о зверятах»
- «интересное путешествие капельки».
- «Строительство экологического города»
- «как рождается река?»
- Экскурсия по экологической тропе.
- Экскурсия в парке, к водоему.
- «Мой город»
- «Самарская Лука».
Развлечения:
- «Мы друзья природы»
- «Земля – наш общий дом»
- «Птицы и животные – наши друзья»
- «Мы знаем и любим природу» (брейн-ринг).
Экологические игры:
- «Природа и я»
- «Кто где живет»
- «Когда это бывает»
- «Узнай на вкус» (запах).
Можно разработать и реализовать с детьми различные экологические проекты:
- Экопроект «Маленькая фея»
- «Подснежник»
- «Чистая планета».
Экологические акции:
- «Берегите природу»
- «Берегите»
- «Покормите птиц зимой».
Самостоятельно созданные электронные ресурсы, в частности мультимедийные презентации, помогают реализовать задачи экологического воспитания.
- «сохранить природу – сохранить жизнь»
- «сохраним Землю»
- «Самарская Лука»
- «Экологические проблемы гор. Тольятти».
Содержание данных презентаций посвящено усвоению разносторонних знаний о родном крае и его особенностях, о животном и растительном мире, явлениях неживой природы.
Для формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», привить этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом используются экотренинги. Они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.
На развитие основ базовой культуры личности, интеллектуальных качеств должны быть направлены наши мероприятия.
Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.
Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научит детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители.
Красота родной природы, человеческого труда, желание сделать свой край еще прекраснее – вот что важно объяснить детям. Приумножение природных богатств, сколько человек вкладывает труда, чтобы леса и озера, поля и реки радовали всех нас.
Разумное использование сокровищ природы – наша задача и успех ее выполнения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание.
|