Овчинникова Наталья Валерьевна Шульгина Елена Владимировна. Духовно – нравственное воспитание через экологическое образование.

Духовно – нравственное воспитание через экологическое образование.

  • Овчинникова Наталья Валерьевна
  • Шульгина Елена Владимировна

Воспитатели БДОУ "Детский сад № 236" город Омск

В нашем детском саду активно используется экологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание и развитие является важным направлением развития ребенка в нашем детском саду.

Цель — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.

 

Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как духовно-нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства.

Чтобы повысить эффективность нравственно — экологического образования, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы:

  • Через занятия — формирование у детей представлений о природе;
  • Наблюдение – возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений;
  • Словесный метод – различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения;
  • Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры;
  • Экспериментирование — формирование начальных естественнонаучных представлений;

В каждой группе создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку.

Также создан мини огород на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, листья салата, укроп и петрушку. Какое же это чудо когда из маленького семечка вырастает растения. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, что бы дождаться результата.

На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада. Одной из задач экологической тропы является формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. Совместно с детьми высадили целебные травы: пижму, герань луговую, тысячелистник, подорожник, мать-и-мачеху, ромашку аптечную, лопух, череду.

Каждый наш дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Уголок экспериментирования» где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие опыты.

В работе с детьми сейчас актуален метод проектов. Дети сейчас участвуют в проектах: "Юный эколог", "Цветочный калейдоскоп"

Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа», «Уроки доброты».

Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется полка книг, где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» "Детская энциклопедия" и другие.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке огорода на окне, в уходе за комнатными растениями. Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весною вместе с взрослыми развешивают скворечники.

Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Фундаментом духовно-нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием является семья.

Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.

Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Дары осени», «Осенние подделки из природного материала». Прошла экологическая акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек), «Подари растение детскому саду».

Экологическая, а так же духовно-нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Мы, педагоги, не останавливаются на достигнутом, а ищем новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.

Просмотров: 328
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Крылова Светлана Анатольевна. Опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников».
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Шумеева Наталья Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Михайлова Ольга Олеговна. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»
  • Богдашкина Гулия Нуримановна. Консультация для родителей 'Духовно-нравственное воспитание дошкольников'
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Воловикова О.А., Телегина Н.В.. Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников.
  • Бурганова Эльвина Фанисовна, Ласкина Светлана Владимировна, Ульрих Оксана Александровна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь