- Овчинникова Наталья Валерьевна
- Шульгина Елена Владимировна
Воспитатели БДОУ "Детский сад № 236" город Омск
В нашем детском саду активно используется экологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание и развитие является важным направлением развития ребенка в нашем детском саду.
Цель — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.
Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как духовно-нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства.
Чтобы повысить эффективность нравственно — экологического образования, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы:
- Через занятия — формирование у детей представлений о природе;
- Наблюдение – возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений;
- Словесный метод – различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения;
- Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры;
- Экспериментирование — формирование начальных естественнонаучных представлений;
В каждой группе создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку.
Также создан мини огород на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, листья салата, укроп и петрушку. Какое же это чудо когда из маленького семечка вырастает растения. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, что бы дождаться результата.
На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада. Одной из задач экологической тропы является формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. Совместно с детьми высадили целебные травы: пижму, герань луговую, тысячелистник, подорожник, мать-и-мачеху, ромашку аптечную, лопух, череду.
Каждый наш дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Уголок экспериментирования» где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие опыты.
В работе с детьми сейчас актуален метод проектов. Дети сейчас участвуют в проектах: "Юный эколог", "Цветочный калейдоскоп"
Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа», «Уроки доброты».
Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется полка книг, где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» "Детская энциклопедия" и другие.
Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке огорода на окне, в уходе за комнатными растениями. Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весною вместе с взрослыми развешивают скворечники.
Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Фундаментом духовно-нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием является семья.
Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.
Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Дары осени», «Осенние подделки из природного материала». Прошла экологическая акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек), «Подари растение детскому саду».
Экологическая, а так же духовно-нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Мы, педагоги, не останавливаются на достигнутом, а ищем новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.
|