Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29»
Провела: воспитатель МДОУ № 102 Языкова О.Ю. г. Астрахань
Цель: Пробудить у детей интерес к опытнической деятельности.
Программные задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Оборудование: сундучок, тазик, пакеты, трубочки, шарики, стаканы, свеча, спички, банка, пластилин, бумажная спираль, минеральная вода, цветные ленточки, музыка.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня на занятие я принесла вам сундучок, не простой, волшебный! Но чтобы открыть его и узнать, что там, в нутрии, нужно отгадать стихотворение-загадку:
Он — прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.
Он в лесу — густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней лег на стекла Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!
— Вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нам просто необходим.
— А кому ещё нужен воздух? (птицам, зверям, насекомым, рыбам, растениям).
— Какими же свойствами обладает воздух? Какой он? (прозрачный, бесцветный, без запаха)
— А его можно пощупать? Попробуйте (нет)
— Ну, что ж заглянем в волшебный сундучок! (показываю содержимое сундучка)
— А в нём множество разнообразных предметов. А зачем они вы сейчас узнаете…
Представьте, что вы на время превратились в маленьких волшебников, приготовьтесь проводить опыты – эксперименты.
Опыт 1. Что в пакете?
— Сейчас я достану из сундучка… что это? (пакетик)
Он не простой, он не обычный (раздаю детям, предлагаю развернуть)
Что в нём лежит? (ничего)
А так? Встряхиваю пакетик, захватывая воздух, и закручиваю его (в нём воздух)
Правильно. Потрогайте воздух в пакетике, почувствуйте какой он упругий. Рукой ощутить воздух вокруг себя нельзя, а пакетом поймать и ощутить его можно.
— Почему кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачный, невидимый)
Опыт 2. Игры с соломинкой
— Посмотрим, что же ещё лежит в волшебном сундучке? Достаю трубочки для коктейля. Раздаю детям. Что это? (ответы детей)
— Рассмотрите трубочку. У неё есть два отверстия. Подуйте в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы почувствовали? (подул лёгкий ветерок)
— Ветерок чего? (воздуха)
— А как воздух в вас оказался? (мы его вдохнули)
— А можно увидеть воздух, который мы вдохнули? (нет)
— А если подуть в стакан с водой? (эксперимент детей)
— Вы выдуваете воздух в воду, и он пузырьками выходит на поверхность.
Опыт 3. Лёгкий – тяжёлый
— Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (ответы детей)
— Давайте наполним один пакетик воздухом, а другой водой. И «взвесим» что легче, а что тяжелее? Предлагаю одному из детей «взвесить» пакеты руками. Пакеты одинаковые, а весят по-разному. Оказывается воздух не только невидимый, но и лёгкий.
Опыт 4. Пузырьки – спасатели
— Ребята, а как вы думаете, воздух сильный? (ответы детей)
— Давайте проверим. Нальём в стакан минеральную воду богатую газам, а газ является составляющей воздуха, и бросим туда маленький кусочек пластилина (с рисовое зёрнышко). Пластилин падает на дно, потому что он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха подхватывают его и выталкивают на поверхность, потому что воздух легче и сильнее воды. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно. Значит, самый тяжёлый – это пластилин, вода легче, и самый легкий – это воздух.
Физкультурная минутка.
— Ребята, давайте немного передохнём и поиграем с разноцветными ленточками в игру «Найди пару» (игра малой подвижности).
Опыт 5. Вертушка
— Ребята, а в сундучке для чего-то лежит свеча, вы не знаете зачем? (нет)
Зажигаю свечу. Когда горит пламя свечи, оно нагревает воздух и тёплый воздух поднимается вверх, потому что он легче холодного. Давайте проверим. Подношу к пламени бумажную спираль на ниточке.
— Что вращает спираль? (воздух)
Опыт 6. Свечка в банке
— А как же теперь погасить свечу? (задуть)
— А можно и другим способом. Оказывается, для горения огня необходим кислород, которым дышат все живые существа, и мы с вами. И когда кислорода много, свеча горит. Но если мы накроем свечу банкой, в банке воздуха, а, следовательно, и кислорода, мало. Огонь быстро израсходует кислород и свеча погаснет. Наблюдение за опытом.
Опыт 7. Реактивный шарик
— Ребята, в сундучке я обнаружила воздушные шарики. Их много, на всех хватит. Раздаю шарики детям.
— Как вы думаете. Воздух сильный? (ответы детей)
При помощи этих шариков мы сейчас проверим силу воздуха, а заодно и свою.
— Вы умеете надувать шарик и? (ответы детей)
Предлагаю детям выйти на ковёр, надуть шарик и отпустить его (показ воспитателя с последующим выполнением детей).
Вот какой воздух сильный, он из простого шарика сделал реактивный.
Заключение.
— Ну, что ж, ребята, вот и закончилось наше волшебное занятие. Сегодня благодаря волшебному сундучку мы узнали много нового и интересного. В следующий раз он принесёт нам новые опыты и эксперименты (закрываю сундучок). Спасибо вам за активное участие, а гостям за внимание.
Литература:
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр. М., 2004.
- Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки. Экология для малышей», М., «Прометей книголюб», 2002.
|