В моей группе очень любознательные шестилетние дети. Настоящие исследователи мира, маленькие «почемучки». Их интересует: «из чего состоит снег», «что такое вулкан», «откуда взялись острова». Их вопросам нет конца. Я считаю, что одним из самых эффективных способов удовлетворения их интересов – это экспериментирование.
Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.
Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением, изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Дети с удовольствием принимают участие в проектах: «Как происходит извержение вулкана», «Песочная страна», «Как появляются горы» и.т. п.
Проект «Всё о вулканах» возник из вопроса одного ребёнка: «Почему вулкан «взрывается»?».
В основу проекта легли три главных вопроса:
- «что мы об этом знаем»
- «что хотим узнать»
- «как будем узнавать».
Мы провели ряд мини-исследований:
- дети самостоятельно узнали (от родителей, из книг-энциклопедий, из средств массовой информации) что такое ВУЛКАН
- отметили на карте России и мира, где находятся самые знаменитые вулканы. Причём дети с удовольствием выучили труднопроизносимые названия- Попокатель, Кракатау, Эйяфьятлайокудль, Льюльяйльяко
- оформили таблицу-картотеку «10 самых известных вулканов мира»
- обсудили и сделали макет вулкана
- провели опыт «извержение вулкана»
Итогом данного проекта стали выступления детей перед родителям в виде презентации «Что мы знаем о вулканах».
Я хочу остановиться на опыте «Как происходит извержение вулкана».
Детям в группу сказочный герой Каркуша приносит письмо от дедушки Зная, в котором он рассказывает легенду о вулкане. Мы вместе рассматриваем строение вулкана (кратер, жерло, лава). Я предлагаю сделать вместе с детьми макет вулкана: конус из плотного картона, внутрь конуса вставляем пустую пластиковую банку. А приготовить состав для лавы предлагаю детям, но уксус добавляю сама, выполнив меры предосторожности. Далее предлагаю нарисовать вулкан и отправить рисунки дедушке Знаю.
Таким образом мои любознайки научились практически самостоятельно добывать сведения, задавать разнообразные вопросы, приобрели навыки выступления (как перед своими сверстниками, так и перед родителями), стали проявлять желание экспериментировать дома. Не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму».
|