Агафонова Ирина Александровна. «Детское экспериментирование»

«Детское экспериментирование»Перед человеком к разуму три пути:
Путь подражания – самый легкий,
Путь размышления – самый благородный,
Путь личного опыта – самый тяжелый путь.
Конфуций.
Многие классики - педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений.  Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль.
Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.
Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ,  учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов  метода детского экспериментирования.
Для развития самостоятельности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе нами была создана лаборатория для самостоятельного экспериментирования. Материал и оборудование в центре экспериментирования распределены по разделам и расположены в доступном для детей месте.

В нашей группе имеется: 
1) центр экологии, который оснащён   в соответствии с возрастными особенностями детей:
? оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);
? гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина), освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т.д.), фонотека звуков живой и неживой природы;
? календарем природы; 
1) лаборатория, которая оснащёна   в соответствии с возрастными особенностями детей:
? природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое);
? календарями  наблюдений; 
? иллюстративным справочным материалом;
? в соответствии с методическими требованиями подобран материал  для познавательной  деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);
?подобраны коллекция тканей, бумаги;
?приобрели: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;
? изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, фартуки для проведения опытов,  картотеку детских опытов, паспорт экологической тропы.
? картотека опытов  по всем возрастным группам.
? Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,
Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»,
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,
? энциклопедиями для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы».

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наша деятельность по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования строится на взаимодействии личностно-ориентационного характера. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развивает его индивидуальность, субъективные качества, помогает ему “ творит себя” как свободного, самостоятельного, развитого, образованного, ответственного человека.

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.

Просмотров: 409
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Шумилина Ирина Александровна. Детское экспериментирование – путь к познанию!
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Борисова Наталья Дмитриевна. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Ишуева Лиля Рустамовна. Презентация 'Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника'
  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Галиева Светлана Мунировна. «Экспериментирование с живой и неживой природой»
  • Евдокимова Елена Александровна. Детское экспериментирование
  • Худякова Вера Анатольевна. Консультация для родителей: «Детское экспериментирование»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Шишкина Надежда Ивановна. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
  • Юлия Толстова. Детское экспериментирование в раннем возрасте
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь