Задачи:
- Учить детей самостоятельно находить ответы на свои вопросы, используя различные источники информации, и делиться полученными сведениями с окружающими;
- закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями;
- формировать умение ориентироваться в источниках информации;
- развивать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование:
- карточки с темами исследования,
- карточки с источниками информации,
- листы бумаги и ручки,
- игрушка (кораблик или дельфин),
- глобус, различные детские энциклопедии (в том числе о море),
- альбом с фотографиями морских обитателей, кораллов, морской капусты и т.д.
- «Лаборатория воды» (морские камушки, ракушки, прозрачные контейнеры для воды, кораблики, 2 сырых яйца, соль),
- Ноутбук, проектор, экран, презентация о мертвом море,
- Аудиозапись «Шум моря» и «Голоса дельфинов».
Логика образовательной деятельности:
- Сегодня мы будем проводить исследование, как это делают ученые. Что такое исследование? Кто такие ученые (ответы детей)? Исследовательская работа – это когда ученые ищут что-то новое.
Выбор темы:
- сначала определим тему нашего исследования. Возможные темы будущих исследований изображены на карточках. Я предлагаю вам выбрать особенно привлекательную и наиболее интересную тему.
Карточки с изображениями тем (море, река, озеро, болото, пруд, водопад). Дети кратко обсуждают выбор темы с педагогом.
- темой нашего исследования мы выбрали «Море» (лишние карточки убираются).
Составление плана исследования:
- нам нужно получить как можно больше новых сведений о море и подготовить о нем сообщение. Для этого надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Перед детьми карточки с обозначением методов исследования. Дети предлагают разные варианты и постепенно выстраивают в линию ( «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент», «Получить информацию с помощью компьютера», «Связаться со специалистом» (телефон)).
- план проведения исследования составлен, и мы начинаем собирать информацию.
Сбор материала:
Собираемые сведения можно просто запомнить, но это трудно, поэтому лучше сразу, на маленьких листочках бумаги, ручкой делать заметки. Это могут быть рисунки или какие-то знаки, символы. Самое главное, с помощью заметок вспомнить нужные вам сведения.
1. Подумать самостоятельно.
Дети рассказывают о том, как они отдыхали на море, что им понравилось больше всего. Что такое море, из чего оно состоит, обитатели моря.
Воспитатель рассматривает с детьми глобус
- Море – это часть океана, большое водное пространство. Морей на земле много, около 90. На севере моря бывают холодные, а на юге –теплые.
Дети делают заметки на листочках.
2. Спросить у другого человека.
- Давайте обратимся с вопросом «Что вы знаете о море?» к нашим гостям.
Дети выслушивают рассказы взрослых и новая информация фиксируется.
3. Узнать из книг.
- Посмотрите, на полках есть детские энциклопедии. Внимательно посмотрите иллюстрации. Если найдете сведения о море, то используйте закладки. А я помогу вам прочесть, что написано в этих книгах. Новая информация фиксируется.
4. Эксперимент.
- В любой исследовательской работе очень важны эксперименты.
Опыт 1. «Волны на море».
Дети подходят к искусственному морю (прозрачному контейнеру с водой), дуют на воду, образуя волны, затем запускают игрушечный кораблик с парусами, дуя на кораблик. Кораблик начинает двигаться. Дети обсуждают понятия «Штиль» и «Шторм».
Новая информация фиксируется.
Опыт 1. «Соленая морская вода».
- Давайте исследуем саму морскую воду, и как она воздействует на окружающие предметы на их плавучесть.
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт с соленой и пресной водой, используя сырые яйца.
- Что произошло? (В соленой воде яйцо плавает на поверхности воды, а в пресной – опустилось на дно). Соль повышает плотность воды.
Новая информация фиксируется.
5. Получить информацию из компьютера.
Педагог предлагает посмотреть презентацию «Тайны Южного моря», из которой дети узнают:
- каким бывает морской берег,
- кто живет в море,
- обсуждают название некоторых рыб (рыба-бабочка, рыба-попугай, рыба- еж и т.д.),
- чем море полезно людям;
Новая информация фиксируется.
6. Обобщение материалов.
- Теперь собранные из нами сведения нужно обобщить. Разложим листочки с собранной информацией по порядку.
Дети рассказывают о результатах проведенного исследования.
|