Гайнутдинова Ольга Борисовна воспитатель высшая квалификационная категория МДОУ Детский сад №10 Челябинская область Город Магнитогорск
Сегодня я хочу поделиться с вами своим проектом под названием "Каслинское литье". так как мы живем на Южном Урале, в своей работе с детьми мы используем региональную программу Наш дом- Южный Урал под редакцией Е.С. Бабуновой. Мой проект освещает знакомство с каслинским литьем и его мастерами.
Если не мы, то кто же Детям нашим поможет Урал полюбить и узнать. Как важно – не опоздать!
Вид проекта: практико-ориентированный
Скачать полный проект
Продолжительность проекта: средней продолжительности 1 месяц
Участники проекта: дети в возрасте от 6до7 лет, воспитатели, родители
Актуальность выбранной темы:
Современные исследования духовной культуры личности ребенка, затрагивают вопросы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением трудовой деятельности взрослых преимущественно в аспекте приобщения детей к традициям русского народа, и потому недостаточно представляют возможности для реализации национально — регионального компонента. Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры на стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.
Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского искусства заключается в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира, в присвоении способов художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства, – одно из главных условий художественно-эстетического развития личности ребенка дошкольного возраста.
Сегодня, сохраняя традиции, поднимая и восстанавливая из руин угасающие ремесла, уральские мастера и писатели несут всему миру славу о нашем крае, радуют и удивляют своим искусством.
Мы познакомим детей с декоративно-прикладным искусством Южного Урала, с легендами и преданиями, а также с фольклором и произведениями уральских писателей, воспитывая в них любовь к своему родному краю
Цель проекта
Развивать у детей интерес к родному краю как части России. Приобщать к декоративно-прикладному искусству Южного Урала.
Задачи проекта:
- формировать представления об особенностях культуры Южного Урала;
- расширять краеведческий кругозор на основе доступного материала;
- развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей;
- развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края.
- воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.
Реализация проекта.
Предполагаемый результат:
- расширение кругозора детей о родном крае;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений каслинского литья.
- внимание и уважение к культуре и труду народов Южного Урала.
Продукт проекта: пополнение предметно-развивающей среды: изготовление альбома «Искусство Уральских мастеров», коллективная работа лепка «Мастера города Касли», создание музея «Уральские промыслы».
Формы и методы работы с детьми
Организуя данную деятельность, необходимо опираться на методы, соответствующие задачам художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
К данной категории методов необходимо отнести:
Познавательное развитие:
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы:
Занятие-экспедиция «Мы – уральцы». Актуализировать представления детей о малой родине, способствовать расширению знаний детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала.
Занятие «Каслинские кудесники». Расширять элементарные представления детей об искусстве чугунного литья. Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений каслинского литья. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей
Речевое развитие
Совместная деятельность воспитателя и детей: разгадывание кроссворда «Уральские слова» Способствовать уточнению элементарных представлений детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала.
Беседы с детьми «Мастера Касли». Способствовать расширению элементарных представлений у дошкольников об искусстве уральских мастеров. Вводить ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства.
Рассматривание занимательных географических карт региона «Путешествие по уральским промыслам».
Ознакомление с художественной литературой
Знакомство с творчеством детских писателей чтение стихов о Южном Урале.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Выставка предметов народного и профессионального декоративно-прикладного искусства Урала: литье из чугуна.
Изготовление альбома «Искусство Уральских мастеров» для обогащения впечатлений дошкольников, уточнения их представлений об уральских промыслах, образцы декоративно-прикладного искусства Урала, представленные в музеях страны.
Создание «Музея уральских промыслов».
Картотека мультимедийных презентаций: «Чугунное литье в нашем городе». Дать знания о том, что предметы Каслинского литья встречается во многих городах, в том числе и в Магнитогорске.
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры «Знаток родного края», «Все профессии важны», «Уральский сувенир».
Взаимодействие с родителями:
- Просмотр видеофильмов по сказкам Бажова.
- Расскажите своему ребенку, что вы знаете о мастерах Каслинского литья.
- Совместная поделка с ребенком «Каслинская фигурка».
- Выставка совместных поделок в Музее Уральских промыслов
Перспективный план по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством
«Каслинское литье». Февраль
|