Косоухова Наталья Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории. СП детский сад «Золотой петушок»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
Расширение представлений о природе, животных родного края, правилах поведения в природе.
«Социально-коммуникативное развитие»
Закрепление умения наблюдать, сравнивать, слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования.
Развитие свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости.
«Речевое развитие»
Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие эмоционально – познавательного отношение к окружающему миру.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через изготовление (лепку) символов-магнитов «Животные родного края».
«Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы и приемы:
Словесный — рассказ, объяснение.
Наглядный — рассматривание, показ способов действия, просмотр видеоролика
Практический – упражнения ТРИЗ, игровая ситуация, физкультминутка, эксперименты с водой.
Материалы и оборудование:
Коллекция символов-магнитов из серии: «Животные родного края»;
Карта Самарской области;
Презентация: «Природа родного края»;
Видеозапись: «Письмо от Окси»
Аудиозапись звуков леса, шума воды.
Модель: «Дом для икринки» — гофрированная бумага — «водоросли», воздушные шары – «икринки» рыбы;
Карточки обитателей водоемов: сом, карась, пескарь, щука, лягушка, тритон.
Магнитная доска, мольберт.
Стол и подборка природного материала (песок, уголь) для эксперимента по очистке воды, влажные салфетки, марля, сосуды для воды, воронка, одноразовые ложки.
Набор запрещающих знаков – магнитов по охране природы.
Планшет, магнитофон, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, энциклопедий, книг, фотоальбомов, иллюстраций о природе и животном мире Самарской области, Кинельского района, поселка Усть-Кинельский.
Посещение краеведческого музея в городе Самара, знакомство с гербариями растений, насекомых агрономического факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии (СГСХА), коллекциями семян культурных растений в Поволжском научно-исследовательском институте селекции и семеноводства имени Константинова (НИИСС).
Экскурсия в мини-музей детского сада: «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Дидактическая игра: «В экскурсоводы я пойду, пусть меня научат».
Сюжетно-ролевая игра: «Музей матушки Природы».
Проведение познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности;
Разучивание стихов, песен, загадок, народных игр.
Изготовление из глины коллекции символов – магнитов для краеведческого музея детского сада из серии «Животные родного края»;
Выставка детских рисунков: «Кто живет в лесу?», «Кто- кто в речке живет?».
Планируемый результат: сформировано представление о животном мире Самарской области, родного края; закреплены основы безопасного поведения в природе; коллекционирование способствует развитию творческого потенциала, любознательности и познавательной активности, приучает к усидчивости и аккуратности.
Ход занятия
Слайд №1 «Краеведческий музей»
В.: — Сегодня в нашем музее будет проходить презентация нового экспоната — коллекция магнитов изготовленных руками наших юных краеведов из серии «Животные и рыбы родного края».
Сигнал видеописьма
В.: — Нам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим, что в нем.
Просмотр письма.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Окся.. Я живу на Крайнем Севере. Посмотрите как. (видео – олени, чум). Мы переезжаем с места на место и в садик я не хожу. Вечерами бабушка рассказывает мне интересные истории. Я узнала, что есть леса с большими деревьями, глубокие реки, где можно купаться, оказывается медведи бывают только белые, но и бурые. В лесах водятся кабаны, а в реке сом и щука. Неужели это все правда!? Мне хотелось бы все это увидеть! Пришлите мне пожалуйста, видеописьмо о вашем крае. Жду ответа.».
В.: — Ребята, ответим Окси? Вот только как быть, сейчас зима, мы не сможем показать ей лес с его животными, голубую реку с ее обитателями?.
Д.: А нам помогут наши магнитики.
В.: — В нашем музее есть карта Самарской области. Попробуем на ней разместить наши магнитики.
В.: — Ребята, каким цветом на карте обозначены леса? А реки?
В.: — Все готовы? Тогда за дело! Отправляемся в лес.
Слайд «Лес»
Игра-эстафета
В.: — Витя посели в наш лес того животного у кого есть клыки.
Витя дает задание Леше и т.д. по цепочке.
(волк, кабан, лиса, белка, заяц, лось, ежик, дятел, кукушка, филин, тетерев,
Первыми я заселяю в домик хищников
У кого есть клыки
Кто скачет по деревьям
У кого есть колючки
Кто умеет летать
В.: Вот и заселили животными наш лес.
Игра (Хорошо-плохо)
Слайд «Лес с животными и птицами. Звуки леса»
В.: — Ребята, давайте присядем на полянке, отдохнем.
Посмотрите вокруг. Как красиво в лесу. Послушайте как поют птицы.
В.: — Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».
Если я поднимаю знак + вы говорите почему нам нравиться в лесу в лесу.
Если – что нельзя делать в лесу, что бы не стало плохо.
+ (хорошо: можно собирать ягоды, грибы, орехи; отдыхать; раздолье птицам и животным.
Д.: —:Нельзя шуметь
В.: — Обязательно надо соблюдать правила безопасности в лесу, который вы все знаете. Подойдите к стенду возьмите магнитики и поставьте их на карту.
В.: — Молодцы, ребята. Животные у нас в лесу, правила поведения в лесу мы тоже вспомнили. Можно отправляться дальше в путь.
Физминутка: «В гости к медведю»
Шум реки.
В.: — Ребята, что за звуки нам слышны?
В.: — Мы приближаемся к реке.
Ребята, а какая самая большая река у нас в Самарской области? А в нашем поселке?
Слайд «Река и знак грязная вода».
В.: — Ребята, а что означает этот знак? А почему купаться нельзя?
Фильтрация воды. Эксперимент по очистке воды.
В.: — Посмотрите, у меня в баночке вода из этого водоема. Можно ею пользоваться?
Нет
В.: — А что надо сделать? очистить
В.: — Как вы думаете, как ее можно очистить?
Д.: Нужно сделать фильтры
В.: — Сможем ли мы изготовить их? (Дети высказывают свои предположения)
В.: — Давайте попробуем
Сравнили воду. Отмечают, что вода очистилась.
В.: — Вот у нас теперь чистая вода. Пить ее, конечно, нельзя, но умыться можно.
В.: — Ребята, а можем ли мы таким способом почисть большую реку?. Нет, мы можем только не бросать в нее мусор. Есть специальные экологические службы которые берут анализ воды и следят за чистотой водоемов и по мере необходимости их чистят.
В.: — Ой ребята, вода стала очень чистой, я даже икринки вижу. Вон-вон-вон целая горка икринок. Рыбы откладывают икринки на водоросли, на камушки приклеивают как ленточки. Разбирайте ребята, встаньте друг за другом и давайте поиграем. Но только я буду щука которая ооочень любит икру. А вы, икринки, не должны попасть ей в пасть.
Я даю команду: стали ленточкой! А теперь в рассыпную! Икринки, спрятались в водорослях!
В.: — А икринки приготовили для вас загадки.
Сначала двигаются ленточкой, а потом в рассыпную. И приклеивают на водоросли шарики.
Сели на стулья
В.: — Ребята, у каждого из вас в руках карточки. Посмотрите на них!. Рыбы какие то непонятные, необычные. Попробуйте придумать им названия. (сомоящерка, щукарась и т.д.).
В.: — Ребята, а теперь найдите себе пару, что бы получилось правильной название.
Витя у тебя кто? Сом. И т.д.
Подойдите к стенду возьмите магнитики с вашими рыбками и земноводными и поставьте их на карту.
В.: — Молодцы ребята. У нас получился еще один экспонат для музея которой поможет провести экскурсию для Окси по нашему родному краю.
В.: — Ну что ж пора записать видеоэкскурсию и отправить ее Оксе, что бы она узнала о наших животных, и давайте пригласим ее к нам в гости в наш детский сад летом!
В.: — Кто хочет быть экскурсоводом леса? Кто рек? А Витя будет оператором!
Приготовились! Камера, мотор!
«Здравствуй, Окси. Мы хотим тебе рассказать о животных и рыбах нашего края. Их у нас много. Это серый волк и рыжая лиса которые охотятся за зайцами. А еще есть лось. У него большие и красивые рога. По высоким деревьям скачет белочка
В наших реках водятся сомы и хищница – щука, которая охотится на маленького пескаря, а на берегу живет лягушка и тритон.
Приезжай к нам летом в гости! Мы будем тебя ждать!»
В.: — Молодцы! Все снято? Получилась экскурсия? Можно отправлять письмо Оксе?
В.: — Наш музей закрывается, до следующих встреч!
|