Педагогический проект "Наши имена"
Имена, имена, имена – В нашей речи звучат неслучайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна… В этой жизни, а может и в той, Под земною звездою небесной Охраняет любого святой, Не для каждого, впрочем, известный.
А.Бобров. «Имена».
Скачать проект
Тема: Формирование знаний детей о своем имени
Название проекта: «Наши имена»
Разработчик проекта – Лесникова И.В., воспитатель средней группы.
Руководитель проекта – Лесникова И.В. воспитатель средней группы
Тип проекта – педагогический
Срок реализации проекта – 16. 01. 12. – 16. 03. 12.
Место реализации проекта — средняя группа.
Основная идея проекта: С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в секрете, чтобы силы зла не могли ему навредить.
Имя неотделимо от человека. Имя — спутник, незримо сопровождающий каждого из нас на долгой дороге жизни.
Выбор имени серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним.
Имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Имя связывает нас с малой и большой Родиной. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ономастика.
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми своей группы можно сделать вывод, что дети не знают, что означают их имена, кто и почему их так назвал.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей об именах, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении.
Актуальность, новизна:
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Информация, знания о своем имени и других именах полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе. Благодаря этим знаниям у детей расширится кругозор, разовьется любознательность, познавательный интерес, сформируются личностные качества.
Вовлечение родителей в реализацию проекта позволит повысить родительскую активность в жизнедеятельности группы.
Анализ ситуации в своей группе: Для детей моей группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм собственного имени. Оказывается, они не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а — «камень», «чайка», «тишина», «воскресение», «здоровяк». Дети не могут объяснить, почему было выбрано именно это имя или кто из родственников его выбирал. А также знают единицы форм своего имени, не откликаясь на разнообразие форм своего имени. Более того, дети не проявляют активного желания узнать о своем имени больше.
Проблема: Низкий уровень у детей сформированности знаний о своем имени; отсутствие желания узнать о своем имени больше.
Цель: Формирование у детей знаний о себе как о личности, имеющей индивидуальное отличие, которым является собственное имя.
Задачи:
- Познакомить детей с различными именами, их значениями, многообразием их форм.
- Способствовать осознанию собственной индивидуальности, значимости своего имени.
- Вовлекать родителей в работу по формированию у детей знаний об именах.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель средней группы
Возможные риски:
- Редкое имя у ребенка (сложность в поиске материала по этому имени).
Пути преодоления: посещение библиотеки, Интернет-поиск.
- Заболеваемость детей в период реализации проекта.
Пути преодоление: профилактика заболеваемости.
- Пассивное участие родителей.
Пути преодоления: выступление на родительском собрании, беседы, индивидуальные консультации.
Продукт проекта: сертификаты каждому ребенку группы на его имя.
Предполагаемый результат: Высокий уровень у детей сформированности знаний о своем имени (по результатам наблюдений за детьми, бесед с ними).
План реализации проекта:
Мероприятия Дата ответственный
1 этап. Вводный.
Цель: Создать условия для реализации проекта.
Срок: 16. 01. 12. – 22. 01. 12.
Повышение компетенции воспитателя в вопросе знаний о именах (изучение литературы, работа в Интернете) 16. 01. 12. – 17. 01. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Создание условий для работы с детьми и родителями: подбор игр, упражнений и другого материала по теме; приобретение канцелярских принадлежностей. 16. 01. 12. – 22. 01. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Зам. зав. по ВМР
Работа с детьми
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о именах) 17. 01. 12. – 22. 01. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Взаимодействие с родителями
Выступление на родительском собрании по теме «О реализации проекта» 19. 01. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
2 этап. Основной.
Цель: Организация работы с детьми и родителями
Срок: 23. 01. 12. – 11. 03. 12.
Работа с детьми
НОД «Наши имена» 24. 01. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Беседы «Что в имени моем», «Имена моих родителей» В процессе второго этапа Воспитатель Лесникова И.В.
ОД в РМ «Викторина «Сказочные имена» 14. 02. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
НОД «Тайна имени» 21. 02. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
ОД в РМ «Именные посиделки» 06. 03. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Взаимодействие с родителями
Оформление папки-передвижки «Для чего нужно знать о своем имени?» В процессе второго этапа Воспитатель Лесникова И.В.
Оформление выставки «Играем с детьми» В процессе второго этапа Воспитатель Лесникова И.В.
Домашнее задание: изготовление листовки-представления об имени ребенка 27. 02. 12. – 11. 03. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Индивидуальные консультации, беседы В процессе второго этапа Воспитатель Лесникова И.В.
3 этап. Заключительный.
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта
Срок: 12. 03. 12. – 16. 03. 12.
Работа с детьми
Развлечение «День рождение имени» с вручением сертификатов на имя 16. 03. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Муз. руководитель
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о именах) 12. 03. 12. – 14. 03. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Взаимодействие с родителями
Оформление выставки листовок-представлений В процессе третьего этапа Воспитатель Лесникова И.В.
Изготовление сертификатов на имена детей 12. 03. 12. – 15. 03. 12. Воспитатель Лесникова И.В.
Анализ ресурсов:
Временные: 2 месяца.
Научно-методические: Интернет; газета «Педсовет», № 5, 2008 г.; «Что в имени твоем?», А.Б. Кузвесов.
Организационные: план реализации проекта, НОД, ОД в РМ, наблюдения и беседы с детьми, оформление наглядной агитации для родителей, выступление на тему на родительском собрании, индивидуальные консультации и беседы с родителями, домашние задания.
Материально-технические: компьютер, принтер, файлы, бумага для ксерокса, карандаши, краски, альбом, ластик.
Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей.
Нормативные: проект, протокол родительского собрания.
Схема управления проектом:
Функция воспитателя, руководителя проекта:
- разработка и внедрения проекта в группе
- создание условий для реализации проекта
- организация и координация взаимосвязи между участниками проекта
- осуществление контроля за реализацией проекта
- проведение анализа результатов
- организация мероприятий, предусмотренных проектом
- взаимодействие с участниками проекта.
Функции родителей:
- протоколирование заседания родительского собрания
- участие в мероприятиях, предусмотренных проектом
- взаимодействие с участниками проекта.
Функции детей:
- посещение всех мероприятий, предусмотренных проектом
- взаимодействие с участниками проекта.
В процессе реализации проекта не только дети, но и их родители узнали много нового о своих именах и именах своих родственников. На заключительном этапе, на празднике «День рождение имени», всем детям были вручены сладкие подарки и сертификаты на собственное имя. В красочных сертификатах, изготовлением которых занимались родители детей, были обозначены все ласково-уменьшительные формы имени, его значение и происхождение.
|