Программные задачи:
- Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
- Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
- Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: экран, слайды, видеописьмо, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мольберт, книга, эмблемы, лимон, лук, воздушные шарики.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
Если каждый улыбнется Утро доброе начнется! Доброе утро, ребята! Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня к нам на электронную почту пришло видеописьмо. Давайте посмотрим от кого оно.
(просмотр видеописьма)
Воспитатель: Ребята, поможем профессору?
-Куда нам нужно отправиться? (в лабораторию)
А вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей
Воспитатель: Лаборатория – это место, где ученые проводят различные опыты и
эксперименты, делают разные открытия. И мы с вами попытаемся тоже сделать открытия, а результаты будем записывать в нашу книгу знаний. Вы согласны?
А полетим мы на воздушном шаре (проходим к шару)
Что бы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар) Край родной мы пролетаем (руку к голове, смотрим вниз) Шарик круглый как земля (руки вверх, образуя шар) Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели. Выходим (останавливаемся около экрана)
- Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. А какое это вещество вы узнаете, отгадав загадку:
Он нам нужен, что б дышать Что бы шарик надувать С нами рядом каждый час Но невидим он для нас.
Что это?
Дети: это воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: воздухом мы дышим
Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а
без воздуха всего несколько минут.
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить икакими свойствами он обладает.
- Итак, мы в лаборатории профессора.
- Итак, что бы войти в лабораторию нам нужно переодеться
- В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила
Давайте их вспомним.
Готовы?
Дети: да
Воспитатель: Итак, попрошу вас пройти в первую лабораторию. Мы сегодня говорим о воздухе. Скажите, а мы можем воздух увидеть? Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Мы видим воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: Невидимый!
- А можем мы определить какого цвета воздух? Посмотрите вокруг. Какого он цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: У него нет цвета. Он прозрачный, бесцветный.
- Дети, а как вы считаете, воздух имеет какую-нибудь форму.
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух не имеет формы.
- А попробуйте поймать воздух. Получается? (Нет).
Хотите, я научу вас ловить воздух.
Дети: хотим!
Опыт №1 «Поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Смотрите какой он тонкий. Его можно сложить. Убедились, ничего нет в пакете? (да)
Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д – пакет стал толстый.
Воспитатель: На что пакет похож?
Дети: Он похож на подушку, на …, на…
Воспитатель: Правильно. А вы видите воздух в пакете?
Дети: нет
Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?
Д – Да
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Д – Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Ответы детей.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель: Молодцы! Какую картинку мы разместим в нашей книге знаний? (дети прикрепляют эмблемы на мольберт)
Отправляемся в следующую лабораторию.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
В – Как вы думаете, внутри нас есть воздух? (ответы)
Давайте проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки.
Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте, чтопроисходит?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это пузырьки воздуха. Попробуйте ещё раз.
Откуда они берутся?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.
Воспитатель: Почему пузыри поднимаются вверх, а не падают на дно?
Дети: Воздух лёгкий.
Воспитатель: Правильно. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: (внутри нас есть воздух и воздух легче воды)
Воспитатель: Давайте пройдём в следующую лабораторию.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам во внутрь?
Дети: через нос
Воспитатель: Конечно. Все люди обычно дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнули- выдохнули. И ещё раз! Вдох-выдох!
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Дети: Нет
Опыт 3 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: Возьмите салфетки за уголок, поднимите перед собой и подышите, вдох и выдох.
Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?
Дети: Салфетка шевелится.
В – Правильно, при выдохе образуетсяветерок и салфетка приходит вдвижение. Попробуйте ещё раз. Подуйте на салфетку.
-Положите салфетку на стол.
Опыт 4 (с веером)
В – Хотите ещё почувствовать ветер.
Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете?
Д – Ветерок, воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Опустите веер, а сейчас ощущаете ветерок?
(Нет)
Помашите ещё раз. Чувствуете? (Да)
Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух мы не видим, но ощущаем. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)
Воспитатель: Как вы считаете, имеет ли воздух вкус?
Дети – нет
Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус? (нет)
Воспитатель: Верно, воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет.
Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах еды, духов или лекарств?
- Отправляемся в лабораторию.
Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим?
- Закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный лимон в контейнере)
Чем пахнет?
Д- Лимонами.
Воспитатель: Ещё раз закрывайте глаза. (в-ль подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере)
Чем пахнет?
Д- Чесноком.
В- Так воздух имеет запах или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
Поместим эмблемы в нашу книгу.
Воспитатель: Выходите, ребята. Наше путешествие в научную лабораторию подошло к концу. Вам понравилось работать в лаборатории? Что же такое воздух? (это то чем мы дышим) Кому необходим воздух? (Всем) Можно жить без воздуха? (нет)
С какими свойствами воздуха познакомились? Давайте вспомним.
- Воздух невидимый.
- Не имеет цвета.
- Не имеет форму.
- Не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
- Ветер – это движение воздуха.
- Воздух –лёгкий.
- Воздух есть везде, даже внутри человека.
Воспитатель: На этом наши исследования закончены, профессору мы помогли?
Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на воздушном шаре.
Что бы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар)
Край родной мы пролетаем (руку к голове, смотрим вниз)
Шарик круглый как земля (руки вверх, образуя шар)
Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям.
Мелешкова Е.А. Воспитатель д/с «Ёлочка» МБОУ «Гимназия №1 Брянского района» с. Глинищево
|