Золотарева Вера Анатольевна. «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б.Н. Никитина»

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б. Н. Никитина»

В.А. Золотарева, воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка», Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район г. Лянтор

Ключевые слова: познавательное развитие, развивающие игры, сообразительность, логика

Краткая аннотация: описание опыта работы и конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей с использованием развивающих игр Б.Н. Никитина

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей. Математика в детском саду должна быть занимательной, веселой, развивать гибкость мышления, учить логике. Занятия, проводимые в игровой форме, усваиваются детьми быстрее и легче, возбуждают в детях познавательный интерес к получаемым знаниям. Поэтому проблема использования развивающих игр в образовательном процессе, является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики.

В своей работе использую развивающие игры Б.Н. Никитина. Они дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Кубики Никитина способствуют развитию: мелкой моторики, формируют сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, абстрактного мышления.

Также особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов «Сложи узор». Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное.

Такие игры начинаю применять на занятиях уже со второй младшей группы. Вначале дети составляют геометрические фигуры из двух частей, затем задания усложняются. Так постепенно дети переходят от простого к сложному.

Для вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс предложила им изготовить развивающие игры своими руками и использовать их в совместной деятельности с детьми в семье. В приёмной группы оформлена папка-передвижка с игровыми заданиями, также периодически я провожу консультации для родителей, с целью ориентации в мире логико-математических игр.

На мой взгляд, применение логико-математических игр плодотворно влияет на развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств.

Хотела Вам представить два конспекта занятия с использованием игровых технологий Б.Н. Никитина

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Ёлочки».

Игра «Сложи узор»

Цель: закреплять геометрические фигуры и цвета.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с понятиями «выше», «ниже».
  • Закрепить счёт в пределах 3.
  • Формировать умение составлять совокупность предметов по определённому признаку.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память, речь.
  • Формировать представление детей в сравнении предметов по высоте.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность.
  • Воспитывать умение общаться друг с другом.

Предварительная работа: просмотр мультфильма "Снова в стране Геометрии" (Свердловская киностудия, 1976г.)

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация «Занимательная геометрия», билеты с изображением геометрических фигур, ёлки разного размера, развивающие игры Б.П. Никитина, раздаточный материал на каждого ребенка: клей, кисточки салфетки, круги разного размера и цвета, квадраты желтого цвета, ниточка,

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические и проблемно-поисковые.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап

Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу предложить вам, отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку:

Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год — важна.

Дети: Елка

Педагог: Где растут ёлочки?

Дети: В лесу

Педагог: Давайте мы с вами сегодня отправимся в гости к ёлочкам. Где будем их рассматривать, считать и украшать. Вот только на чём же мы поедем? А на чём мы можем поехать к ёлочкам?

Дети: на машине, на автобусе, на поезде и т. д.

Педагог: Правильно поедем мы на поезде. Сейчас каждый из вас сядет на своё место, но для того, чтобы отправиться путешествовать и сесть в вагон, нужны билетики. Я раздам вам билетики. Что на них нарисовано?

Дети: Геометрические фигуры.

Педагог: Какие вы знаете геометрические фигуры?

Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Педагог: Вот теперь занимайте своё место

Дети находят фигуры такие же, как нарисованы у них.

Педагог: Все сели? Молодцы.

Дети и педагог «едут» на паровозе с просмотром презентации «Загадочный лес» (елки в лесу все разные высокие, пониже и низкие).

В лесу живут звери. Какие? Кто может спрятаться за низкой елкой? а за елкой повыше……

2. Основной этап

Педагог: Вот мы и приехали в лес, в гости к ёлочкам. Посмотрите какие ёлочки, сколько их?

Дети: Много

Педагог: Давайте посчитаем, сколько их?

Дети: 3

Педагог: А скажите, одинаковые они?

Дети: Нет.

Педагог: Почему? (одна выше, другая ниже).

Педагог: Давайте мы с вами поставим ёлочки по «росту». Поставьте самую высокую. А потом пониже. И третью самую низкую. Назовите ёлочки, первая самая высокая, вторая пониже, а третья низкая. А давайте назовём ёлочки с самой низкой. Самая низкая, повыше, самая высокая. Молодцы.

Педагог: А что это за фигуры лежат на нашей полянке?

Дети: Треугольники.

Давайте вместе с вами, построим из них ёлочки. Самую высокую из трёх больших треугольников, самую низкую из самых маленьких треугольников, а среднюю из средних треугольников.

Дети сами подбирают треугольники – для самой высокой ёлки – большие треугольники, для средней – треугольники поменьше. Для низкой ёлки – самые маленькие треугольники

Дети выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечают на вопросы: Какой треугольник вы положите сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у вас вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает детям. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол).

Педагог: Сколько треугольников потратили на высокую ёлку?

Дети: 3.

Педагог: На ёлку пониже? Давайте посчитаем все вместе.

Дети: 3.

Педагог: На низкую? Ира, посчитай, пожалуйста.

Дети: 3

Педагог: Посмотрите на каждую ёлочку мы взяли по три треугольника, а они у нас получились разные. Почему?

Дети: Потому, что треугольники разные: одни большие, другие поменьше и совсем маленькие. Артём, а ты как думаешь?

Педагог: Вот и побывали мы в гостях у ёлочек, А теперь садитесь в свои вагоны. Мы с вами возвращаемся в наш детский сад. Молодцы.

Физкультминутка. «Ёлочка»

Перед нами ёлочка,
Шишки, да иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки

Очень хорошо, а теперь мы поиграем в нашу игру.

Игра "Сложи узор”

Сегодня мы с вами будем складывать узор из треугольников. Из 2-х маленьких и 1-го большого треугольников сложить: елочку, квадрат, треугольник (без образца!).

Педагог: Посмотрите, какие красивые у нас получились ёлочки, но ведь скоро праздник? Ребята, а какой скоро наступит праздник? (Новый год). Давайте порадуем ёлочек, сделаем им бусы.

Выполнение аппликации «Бусы для ёлочки»

Педагог: На ниточки наклеим кружки, квадраты: один красный круг и два круга синих поменьше. А между ними наклеим желтые квадраты.

(Дети выполняют задание)

Педагог: Молодцы, нарядили ёлочек. Какие они красивые будут на празднике.

3. Заключительный этап

Педагог: Что мы сегодня делали?

Дети: Путешествовали.

Педагог: Чем занимались во время путешествия?

Ответы детей

Педагог: Вы все молодцы, правильно справлялись с заданиями. А теперь я хочу вручить вам каждому звезду. Чтобы вы смогли их повесить у себя дома, когда нарядите елку.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Знакомство с прямоугольником». Игра «Сложи узор»

Цель: Умение различать прямоугольник и квадрат.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить детей с прямоугольником.
  • Формировать умение различать квадрат и прямоугольник.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Совершенствовать двигательные умения.
  • Закрепить умение распознавать и точно показывать геометрические фигуры.

Развивающие:

  • Развивать воображение, логическое мышление, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения, активность при ответах на вопросы, желание помочь сверстнику.

Материалы и оборудование: три обруча, наглядные геометрические фигуры большого размера (треугольник, квадрат, прямоугольник), раздаточный материал (прямоугольники. треугольники, квадраты, разных размеров, по два маленьких круга для каждого ребенка,) бубен. Игра «Сложи узор» для каждого ребенка. Альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап

1. Игра «Пакет».

Вот пакетик стоит,
Что в пакетике лежит?
Открывается пакет,
Отгадаем или нет?

Ребята, давайте посмотрим, что же лежит в нашем пакете. Достаю большие фигуры квадрат, треугольник и прямоугольник. (Дети называют знакомые фигуры)

Посмотрите, какая это фигура (Квадрат) у вас тоже есть квадрат, возьмите его. Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.

- Что мы обводили? (квадрат)

Как называется вот эта фигура? (треугольник). Давайте мы с ним поступим также как с квадратом. Возьмите каждый свой треугольник. Давайте его тоже обведем. Приготовьте свои пальчики.

- Что мы обводили? (треугольник)

А это что за фигура? Кто-нибудь знает, как она называется? Эта фигура называется прямоугольник.

- Давайте его обведем. Приготовили пальчики.

- Чем отличаются прямоугольник от квадрата?

Накладываю квадрат на прямоугольник

- Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее, чем у квадрата.

- Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты. Наложите квадрат на прямоугольник.

- Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата).

- Переместите квадрат в другую сторону. Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника?

После выполнения задания воспитатель предлагает посмотреть на предметы в игровой комнате и сказать, что похоже на прямоугольник.

Молодцы, правильно все сделали.

2. Основной этап.

Дети, давайте поиграем в игру: «Не ошибись».

На полу лежат три обруча на небольшом расстоянии друг от друга. Внутри одного обруча – вырезанный из бумаги квадрат, во втором – прямоугольник, в третьем – треугольник. Дети разделены на три группы: у одних в руках квадраты, у других треугольники, у третьих – прямоугольники. Под звон бубна дети бегают и прыгают по комнате. Как только бубен стихает, дети бегут к нужному обручу – домику. Воспитатель проверяет, правильно ли дети выбрали домик.

Для усложнения задачи можно сделать фигуры различными по размеру и цвету.

Задание «Расположи фигуры».

Дети, я раздаю вам по 4 фигуры разного вида и по моему указанию расположите их. Например: круг под треугольник; квадрат слева от прямоугольника и т. д.

Молодцы, а сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка:

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо влево
А теперь руками крутим и для них разминка будет
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,
Повороты вправо-влево плавно производим

Наклоняемся легко достаем руками пол
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки
Очень хорошо, а теперь мы поиграем в нашу игру.

Игра «Сложи узор»

Сегодня мы с вами будем складывать прямоугольник

а) из двух квадратов,

б) из двух треугольников,

в) придумать, что можно сделать из готовых фигур (домик, машинка)

Из каких фигур мы сложили прямоугольник? (Из квадратов и треугольников)

Ребята, а фигуры то у нас волшебные, посмотрите, если мы с вами поставим рядом квадрат и прямоугольник, а снизу приложим еще два кружочка, что у нас получится? (грузовик). Давайте вы тоже сделаете себе такой же.

Выполнение аппликации «Грузовик»

3. Заключительный этап

- Скажите, с какой геометрической фигурой мы познакомились сегодня на занятии?

- С какой геометрической фигурой мы сравнивали прямоугольник?

- Ребята вы все были молодцы, справились со всеми заданиями.

Список литературы

  1. Ерофеева Т.И. "Математика дня дошкольников", — М.: Просвещение 1992г.
  2. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л.: 1990г
  3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М.: Просвещение, 1991.
  4. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». — М, Гея, 1994.
Просмотров: 572
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Михаева Светлана Борисовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Плотникова Антонина. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Верхорубова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Родничок». Тема: Геометрические фигуры. Цифра 5.
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь