Использование интерактивной доски в режимных моментах по образовательной области «Познавательное развитие»
В соответствие с требованиям ФГОС ДО, применение инновационных технологий способствует повышению качество обучения, познавательного интереса дошкольников к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Использование интерактивной доски в образовательной работе с дошкольниками имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами:
- представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
- возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
- одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук, изображение, движение);
- возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
- экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала;
- организация благоприятной для развития предметной среды;
- удобство хранения, многократного применения используемого материала.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательной деятельности, а также в режимных моментах.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Формирование познавательных интересов, познавательных действий ребенка в различных видах.
Проведя педагогического процесса, выявила проблему по образовательной области «Познавательное развитие». Поэтому, для улучшения качества педагогической работы, решила использовать интерактивную доску как ИК технологию.
Цель: Использование интерактивной доски в рамках образовательной деятельности в совместной деятельности в ходе режимных моментов.
Задачи:
- содействовать формированию и закреплению знаний, полученные в основной образовательной деятельности
- способствовать развитию психических процессов
- способствовать развитию ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Работа по достижению поставленной цели проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе изучила нормативно — правовые документы: СанПин, комплексную образовательную программу дошкольного образования «Детство». Методические пособия в сети интернет, программное обеспечение интерактивной доски, элементы управления панели. Отобрала игры, которые подходят для намеченной работы. Для себя выбрала категории «Математика», «Внимание и память», «Логика».
На основном этапе: начала работу с ознакомления детей приёмам работы. В начале просто рисовали, пробовали использовать разные значки. Затем пробовали играть подгруппами в игры. Все игры разделены по группы, в каждой категории игра имеет усложнения. При работе с интерактивной доской, ребёнок может рассмотреть, услышать и оценить происходящее. Дети освоили правила работы с доской. На доске можно работать индивидуально, а можно с подгруппой, соблюдая очередность. Когда дети освоили первоначальные знания, стала использовать интерактивную доску для индивидуальной работы. Индивидуальную работу по познавательному развитию планирую в 2 направлениях:
- на закрепление материала занятий (журнал учёта освоения образовательных областей)
- совместная работа педагога и детей в утренние и вечерние часы в рамках образовательной деятельности.
Работу с интерактивной доской планирую в те дни, когда она не используется в образовательном процессе. Доска используется максимум 15 минут. Работу планирую в утренние и вечерние часы. Для реализации поставленной цели использую программное обеспечение доски (буквы, числа, таблицы, геометрические фигуры). Эти шаблоны позволяют закрепить материал в разных вариантах. Так, например, для ориентировки в пространстве можно использовать цветные дорожки, лабиринты, графические диктанты. Дети с удовольствием выбирают цвет, линии и с интересом выполняют задания. Можно нарисовать проект, причём его можно менять, пользуясь ластиком. Используя готовые геометрические фигуры, собрать нужную конструкцию. Так же, можно решать задачи и примеры. Для освоения предметов окружающего мира использую схемы картинки, видеоролики. При ведении календаря природы, погоду фиксируем символами на доске. При полном освоении программы доски можно подобрать различные варианты формирования и закрепления знаний по познавательному развитию.
Также использую готовые игры на ознакомление с окружающим, развитие математических способностей, психических процессов: внимание, память, логика. При работе с доской использую разные игровые ситуации. Работа может полностью быть на доске, а может чередоваться с другой деятельностью.
Индивидуальная работа с использованием доски проходит более эмоционально окрашено. Дети уже научились пользоваться доской, поэтому они самостоятельно выбирают игру на заданную тему. При этой деятельности, ребёнок, который не очень уверен в своих силах, берёт пример с друзей и более активно вступает в игру. В этих играх нет проигравших, не получилось – пробуй ещё.
Так как диагностика, проводиться в начале и в конце года, я проанализировав журнал учёта, пришла к выводу, что использование интерактивной доски в режимных моментах, позволяет осуществить индивидуальный подход для освоения образовательных областей. Индивидуальная работа приобрела более продуктивную форму. А совместная деятельность педагога и детей приобрела новые формы. Повысилось качество получаемых знаний. Дети стали более самостоятельными, повысилась мотивация к овладению новыми знаниями.
Несмотря, на современные методы взаимодействия с ребёнком, живое общение должно оставаться на первом месте.
|