(с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №635 Приморского района Санкт – Петербурга Отделение дошкольного образования детей
Разработала воспитатель Климова Ирина Владимировна 2017 Санкт — Петербург
Программное содержание:
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе опытно — экспериментальной деятельности, расширить знания о свойствах воздуха.
Задачи:
- Формировать умение работать совместно со сверстниками.
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха.
- Закрепить знания детей о значимости воздуха в жизни всего живого на Земле.
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности
- Развивать умение делать выводы.
- Развивать навыки проведения опытов.
- Развивать и активизировать словарь детей за счет слов обозначающих свойства воздуха.
- Воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: беседы о значении воздуха в жизни всех живущих на Земле, о проблемах загрязнения воздуха, об использовании воздуха в жизни человека, об использовании воздуха в детских играх и игрушках; рассматривание иллюстраций по теме.
Материалы к занятию: стаканчики с «запахом» и без запаха, воздушные шарики; «весы»; свеча; стеклянная банка; детские духовые музыкальные инструменты; стаканы с водой; открытка; бумага; тазик.
Ход НОД: Ребята, мы уже с вами говорили о воздухе, его свойствах. Сегодня мы вспомним, какими свойствами воздух обладает, попробуем продолжить наши исследования свойств воздуха.
Скажите мне, кому нужен воздух? Может ли человек прожить без воздуха? Каким бывает воздух? (чистым, грязным) Что же загрязняет воздух? Вы любите играть? В каких играх вы используете воздух?
Назовите, какими свойствами обладает воздух, и вспомните, как мы это узнавали на нашем первом занятии.
- не имеет формы воздух окружает нас, заполняет собой предметы, которые кажутся пустыми, принимает форму этих предметов.
- не имеет цвета чистый воздух не имеет цвета, прозрачный (видели свою руку сквозь пакет с воздухом)
- не имеет вкуса
- не имеет запаха чистый воздух не имеет запаха, но помогает запахам распространяться.
Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает понюхать духи, апельсин, лимон, чеснок; один ребенок вдыхает просто воздух). Все что- то почувствовали, только один из вас ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, он ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Сегодня мы продолжим наши исследования и постараемся узнать еще что-нибудь интересное о воздухе.
1 опыт. Попробуем взвесить воздух
У воспитателя в руках палка длиной около 60 см. На ее середине закреплена веревочка, к обоим концам привязаны два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предлагаем детям подумать, что произойдет, если мы проткнем один из надутых шариков (проткнем). Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем второй шарик? (проткнем) Снова восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, также как и надутые.
2 опыт. Что быстрее?
Воспитатель предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа бумаги: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам проводит опыт. Почему первый падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух и он давит на предметы.
3 опыт. Свечка в банке
Детям предлагается погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, не задувая ее. Зажигаем свечу, затем накрываем ее банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Выясняем, что для горения нужен кислород, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
4 опыт. Воздух можно услышать
В оркестре есть музыкальные инструменты, на которых звук извлекают с помощью воздуха. Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук.
Фокус «Почему не выливается?»
Стакан с водой, почтовая открытка.
Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, накрывает его открыткой, и слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана, и не дает воде вылиться).
Воспитатель: Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на Земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов). А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили опыты, все были внимательны, проявили любознательность, были активны. Молодцы.
|