Ялмурзина Зульфия Ибрагимовна. Консультация для воспитателей «Особенности драматизации литературных произведений в детском саду»

Консультация для воспитателей «Особенности драматизации литературных произведений в детском саду»Консультация для воспитателей «Особенности драматизации литературных произведений в детском саду»

Подготовила воспитатель Ялмурзина З.И. МБДОУ Детский сад № 30, г. Уфа.

Воздействие на сознание и чувства ребенка художественным словом, несомненно, велико. Оно возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстает перед ребенком в непосредственном действии на сцене.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность. Именно эта способность, эмоциональность и способность к подражанию делают ребенка доверчивым, доступным педагогическому воздействию. Дошкольник откликается сразу же, открыто, непосредственно, прежде всего чувством.

 

Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели на основе сюжетов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и стихотворений.

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров (в поступках, в диалоге).

В практике советских детских яслей-садов прочно утвердились разные виды драматизации: посредством театра картинок ( «живые картинки» и фланелеграф), настольного театра (кукол и плоскостной), театра теней и театра петрушки.

Театр картинок – это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий, производимых ими. Воспитатель рассказывает сказку, читает потешку или небольшое стихотворение и по ходу повествования представляет взору малышей картинки-образы, картинки, на которых запечатлены действия персонажей художественного произведения. Театр картинок представлен в практике яслей-садов двумя разновидностями: «живыми картинками» и фланелеграфом. Принцип отбора произведений для инсценировок в театре «живых картинок» и на фланелеграфе и процесс показа в инсценировках этого вида и тот же. Различие их лишь в способе крепления картинок на сцене-экране и в степени подвижности картинок, обусловленной способом их крепления.

Прост и доступен восприятию самых маленьких зрителей кукольный настольный театр. Термин «театр» применительно к этому зрелище, как и к предыдущему, разумеется, условен, так как художественное произведение, положенное в основу такой инсценировки, почти не претерпевает изменения, чаще читается дословно: действия воспитателя – кукловода не скрыты от детей – зрителей. Однако малыши третьего-четвертого года жизни настолько увлекаются событиями, происходящими на «сцене» — столе, и музыкой звучащей речи, что не замечают рук воспитателя, полностью отдаются во власть чувств, активно помогают торжеству доброго начала в пьесе – инсценировке, глубоко сопереживают героям.

В кукольном настольном театре воспитатель разыгрывает: сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из фанеры, плотного картона, укрепленных на подставках и раскрашенных с обеих сторон в соответствии с обликом персонажей инсценируемого произведения.

Театр гений – это инсценирование художественных произведений с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Силуэты выкрашены в черный цвет, проецируются на экран, обтянутый неплотной белой материей, путем подсвечивания сверху, сзади, за экраном.

В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поз и движений, возникающих как бы сами собою, так как воспитатель-исполнитель, его действия за экраном не видны детям.

Ощущение «чуда», простор для фантазии ребенка возникают именно в силу того, что техника исполнения, «оживления» героев инсценировки остается за экраном, ребенок общается непосредственно с персонажами, входит в события, возникающие на экране.

Театр петрушки – это спектакли – инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, замещено рубашкой-перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями всей кисти или только пальцев руки кукловод имитирует движения кукол-персонажей: наклон всего туловища вперед, наклон и повороты головы, разнообразные движения рук куклы. Для воспитателя – кукловода – это самый трудоемкий вид инсценирования, но зато для детей — дошкольников – самое яркое и захватывающее зрелище, в котором гармонично слиты воедино яркие зримые образы, поэзия звучащего слова, музыкальное (пение, инструмент) сопровождение.

Помня о том, что художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств; приобщает его к жизни взрослых, необходимо обеспечивать тщательный отбор произведений для инсценирования. Произведения должны быть восприятию и пониманию детей, соответствовать нравственным идеалом нашего, социалистического общества, должны быть высокохудожественными; сюжеты произведений должны соответствовать виду инсценировки, техническим возможностям передачи характерных примет облика персонажей, их действий. Например, народную потешку «Ходит конь по бережку» можно инсценировать с помощью картинок, взяв за образец иллюстрацию Ю.Васнецова, или с помощью игрушки – коня, запряженного в парадную упряжь, тогда сюжет потешки будет раскрыт наиболее полно.

Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами (например, «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки и др.).

Богатые возможности для инсценирования предоставляют народные сказки. Динамичный сюжет, стройная и определенная композиция, диалоги, в которых полно раскрываются характеры персонажей, — все это позволяет создать в спектакле ярки образы, отразить реальные жизненные ситуации.

Просмотров: 388
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Выжанова Людмила Николаевна. Конспект НОД по речевому развитию для детей 5-6 лет: Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Паходкина Инга Владимировна. Журнал для педагогов и родителей 'Это чудо- театр!'
  • Кашуркина Наталья Ивановна. Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Фомина Елена Валерьевна. Сценарий для постановки новогодней сказки в кукольном театре 'Как колобок за елкой ходил'
  • Савицкая Елизавета Анатольевна. Перспективное планирование «Развивающие игры с использованием картинок для детей 2 — 3 лет»
  • Юрьева Оксана. Музыкальная игра-драматизация для детей старшей, полдготовительной группы с использованием занимательного математического материала «Теремок» (по мотивам произведений С. Я. Маршака)
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Вильгельм Татьяна Владимировна. Проект театральной деятельности: «Театр – это волшебный мир!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Митрюкова Вероника Николаевна. Мастер-класс «Быть здоровым – это модно» — для укрепления здоровья воспитателей и родителей.
  • Суркова Алина Ивановна. Экологическая музыкальная сказка «Как муравьишка домой спешил» по мотивам сказок и рассказов Бианки В.В.
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описания персонажей «Сказки бабушки Даши»
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Абдуллина Ризеда Адибовна. Открытое занятие 'Замещение предметами-заместителями персонажей сказки 'Три медведя'
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект игрового мероприятия в старшей на тему «Быть здоровым – это здорово!» (ЗОЖ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь