Страх экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ)

Экзамены в конце школы всегда пугали учеников, ведь именно от них зависит поступление в вуз или ссуз, дальнейшие карьерные перспективы. Однако уже 10 лет, с 2009 года, школьников и их родителей пугает особая форма сдачи экзамена — ЕГЭ. К тому же, сейчас экзамены в тестовой форме проводятся и в 9 классе - ОГЭ. Почему же изменение формы проведения экзаменов привело к таким переживаниям, почему в общественном сознании возникли различные мифы относительно этих мероприятий?

У ОГЭ и ЕГЭ есть некоторые существенные отличия от традиционных экзаменов:
1. Тестовая форма и автоматизированная проверка
2. Проведение не в родной школе под тотальным контролем
3. Совмещение выпускных школьных экзаменов и вступительных в профильное профессиональное учебное заведение

Когда тестовые экзамены только вводили, выпускники тех годов больше всего боялись неизвестности и ошибок системы (неоднозначные вопросы в тесте, ошибки системы, ошибки из-за неправильного оформления и тд), в этот же момент СМИ твердили о строгости и неподкупности новой системы проведения экзаменов, об исключении человеческого фактора как причины необъективности оценки.

Безусловно, было необходимо ввести более объективную систему оценки знаний, исключить возможность взяток, покупки выпускных и вступительных экзаменов. Но почему более честная система породила столько страхов?

В школе ребенок привыкает отвечать у доски и ориентироваться на реакцию класса, учителя, ждёт оценки каждого этапа решения задачи, не имеет привычки к самопроверке. Кроме того, ребенок знает, что любую оценку можно исправить, любую контрольную переписать. В ЕГЭ же этого фактора нет. К тому же, в тестовой части никто не простит тебе ошибку "по невнимательности", правильный ответ не будет засчитан даже из-за ошибки оформления. Добавьте к этому тотальный контроль при проведении экзамена: ребенок боится лишний раз пошевелиться - вдруг подумают, что списывает? Куда уж тут думать об оформлении и внимательности.

Совмещение же выпускных и вступительных экзаменов в один, с одной стороны, позволяет сэкономить время и подать документы в несколько вузов, что, безусловно, хорошо. С другой - не даёт возможности потренироваться на школьных экзаменах перед вузовскими.

Но основной проблемой является нагнетание паники. Чуть ли не с начальной школы детей начинают запугивать выпускными экзаменами, внушают, что это очень сложно и если экзамены не сдать, то жизнь закончится. Не даётся информации о том, что же делать, если экзамен сдан плохо или не сдан вовсе: как проводятся апелляции, пересдачи, как отсрочить экзамен по состоянию здоровья или пройти в щадящей форме. В итоге, подростку кажется, что плохая сдача выпускных экзаменов действительно равна концу жизни, что порой доводит даже до суицида.

Что же делать учителям и родителям? Как правильно себя вести? Как помочь ребенку успешно сдать экзамены и сохранить психическое здоровье?

Во-первых, это поддержка. Почаще напоминайте ребенку, что он достаточно умный, чтобы сдать ОГЭ или ЕГЭ. Что в этом экзамене нет ничего страшного, всего лишь тест по уже изученной школьной программе, что при должной подготовке он получит высокие баллы и поступит в учебное заведение своей мечты.
Во-вторых, проработайте план действий на случай плохой сдачи экзамена. Конечно, взрослым не хочется думать об этом варианте, но ребенку крайне важно понимать, что есть жизнь и после провала теста. Узнайте побольше об условиях пересдачи, подумайте, что будет делать ребенок год до пересдачи (если в тот же год сдать не удастся). Пусть это будет не перспектива "круглосуточно готовиться", а эпизодические занятия с репетитором и устройство на подработку. Зарабатывание денег, хоть и небольших, позволит молодому человеку чувствовать себя нужным, не быть неудачником, иждивенцем в глазах окружающих.

Родителям необходимо в год экзаменов особенно внимательно следить за здоровьем ребёнка. Достаточно ли он спит, нет ли бессонницы или переутомления? Присутствуют ли в жизни ребенка спорт, прогулки на свежем воздухе, развлечения и общение с друзьями?
В состоянии переутомления и постоянного психического напряжения результаты обучения будут в разы хуже, чем после приятно проведенных выходных. Друзья же поддержат, поделятся своим учебным опытом, что тоже очень важно.
Перед экзаменом необходим "день тишины" - день, когда ребенок не будет готовиться, а максимально отдохнёт и выспится перед таким важным событием.


Кроме того, есть куда более глобальные вещи, о которых надо подумать. Может быть, ребенок не горит желанием готовиться к экзаменам потому, что не хочет идти учиться на ту специальность, которую выбрали для его вы? Может быть вообще не знает, чего хочет? Попробуйте несколько занятий с репетитором заменить за занятия с психологом, который поможет ребенку понять, чего он хочет на самом деле. Поможет осознать, ради достижения каких целей нужно прикладывать усилия.

Учителям же хочется пожелать быть добрее и терпимее к старшеклассникам. Да, порой не хватает сил и терпения найти индивидуальный подход к каждому ученику. Но запугивание не только не повысит успеваемость в классе, но и приведёт к негативным последствиям. Лучше выделите время на подробный инструктаж по действиям в случае необходимости пересдачи или плохого самочувствия в день экзамена, обсуждение критериев оценивания работ, проходных баллов в основные профессиональные учебные заведения вашего города. Ведь даже для поступления в МГУ нет необходимости иметь 100 баллов за ЕГЭ! К тому же, как и родителям, учителям необходимо донести до учеников и их родителей важность своевременного отдыха, заботы о здоровье, развивать в учениках уверенность в своих силах. Если учителя вашего ребенка этого не делают — вышеперечисленные пункты стоит изучить родителям вместе со своим ребенком.

Не забывайте, что ОГЭ и ЕГЭ — всего лишь экзамены по школьной программе! У организаторов нет цели «завалить», наоборот, низкие баллы негативно сказываются на рейтинге школы, системы образования в целом. На сегодняшний день система уже неплохо отработана, неоднозначных вопросов почти нет, компьютерных ошибок — тоже, да и за неловкое движение из класса не выгонят. Цель тестовых экзаменов - наиболее объективно оценить знания будущего студента и позволить поступить в подходящее учебное заведение.

 



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть ли жизнь после экзаменов...
  • Шпаргалка для родителей в пору сдачи экзаменов их детьми
  • Психологическая подготовка выпускника школы к сдаче экзаменов.
  • Четыре ключа к оптимальному состоянию во время экзаменов
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как избавиться от стресса во время экзаменов?
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Не боюсь экзаменов
  • Как студенту не бояться экзаменов?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как помочь детям сдать выпускные/вступительные экзамены (ЗНО, ДПА, ЕГЭ)?!
  • Сдать экзамены - легко.
  • Как сдать экзамены без стресса?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как подготовиться и сдать ЕГЭ / экзамены без стресса и страха?
  • Сдать выпускные экзамены или выжить несмотря ни на что
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Сдаем ЕГЭ. 4 практических приема для более успешной сдачи экзамена.
  • Что делать родителям, если ребенок влюбился.
  • Что делать, если ребенок боится делать ошибки
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь