|
Есть ли жизнь после экзаменов...Автор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
В мае радоваться бы приближающемуся лету и времени отпусков, да не все могут это себе позволить. Увы. Для огромного количества родителей «веселый месяц май» становится периодом нескончаемых стрессов и бессонных ночей. Это те, чьи дети заканчивают девятый или одиннадцатый класс.
Помните, как восклицал поэт: «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!»? Сегодня быть отцом или матерью взрослого сына еще более трудная «комиссия» (девочке, по крайней мере, армия не грозит). Впрочем, за дочерей переживают не меньше. «Благодаря» реформе образования ГИА, которая в этом году стала ОГЭ — основным госэкзаменом, и ЕГЭ стали дамокловым мечом, который ощущают над собой даже те, чьи дети пошли только в первый класс. Как справиться с этим напряжением, как уберечь от невроза и себя, и собственного ребенка? Об этом наша беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — Вообще, переживания перед экзаменами — это совершенно нормальное явление, и не надо пытаться эти переживания полностью подавить. Да, это ответственный момент в жизни, ребенок должен это понимать. И волнение в таком случае должно только стимулировать максимальную концентрацию внимания, памяти, всех способностей. И если это все происходит, то потом приходит уверенность в своих силах, наступает очередной этап взросления. Но это лишь в том случае, если волнение, так сказать, продуктивно. — А если ребенок охвачен настоящим страхом, который буквально парализует его? Если даже то, что он выучил назубок, в чем досконально разобрался, оказывается этим страхом заблокировано? — А давайте разберемся, откуда взялся этот парализующий страх. Ведь идет планомерное его нагнетание. В школе учителя постоянно пугают: «Будешь так учиться, не допущу к ГИА!» или «Будешь так готовиться, не сдашь ЕГЭ, выйдешь в жизнь с волчьим билетом!» А дома родители вторят: «Да что ж ты такой тупой, как ты жить будешь, если тебя к ГИА не допустят?!» Какая мобилизация сил и энергии, какое «продуктивное волнение»? Ребенок идет на экзамены с ощущением, что он полный неудачник, что после них его жизнь закончится. Да это же бред! — Но ведь сегодня эти треклятые ГИА и ЕГЭ стали каким-то краеугольным камнем в судьбе детей… Позицию взрослых можно понять. — Ни в коем случае! Я никогда не пойму педагогов, которые устраивают такую истерию. Хотя объяснение тут можно найти. Во-первых, насколько я знаю, их работу начальство оценивает по результатам этих экзаменов. Так что для них это еще важнее, чем для детей, может, отсюда и такое нагнетание? Во-вторых, эта истерия может сподвигнуть родителей оплачивать дополнительные уроки. И уж тем более я никогда не пойму родителей, которые идут на поводу у этого массового психоза и делают из своих детей невротиков. — Но что же делать? Как мотивировать детей и при этом оградить их нервную систему от перегрузок? — Мы с вами опять возвращаемся к той самой абсолютной родительской любви, которую должен чувствовать ребенок. У него не должно возникать ощущения, что, если он провалит экзамены, он станет ненужным и нелюбимым. А ведь зачастую именно под таким прессом подросток и живет. Да, с ним надо разговаривать, ему надо объяснять, что без серьезных знаний ему будет очень сложно в жизни, что хорошие оценки на экзаменах нужны не вам, не учителям, а лично ему. Вы должны втолковать, что в случае провала на экзаменах ему придется потратить еще год, чтобы подготовиться к пересдаче. — Знаете, я когда-то от одной знакомой услышала такую фразу: «Да, мой сын учится на двойки, но я сказала учителям, что он никому и не обязан учиться на пятерки». — Это перебор. Она рискует вырастить ребенка, который на самом деле никому и ничем не будет обязан, в том числе — и родной маме. Опять же, безответственность — штука страшная. Но мы говорим о другом. Никогда не делайте грубейшую ошибку и не сравнивайте ребенка с другими учениками! Он должен соревноваться не с ними, а с самим собой. И если вчера у него была двойка, а сегодня он принес тройку, то это уже его достижение, и он это должен понимать, должен чувствовать, что вы им гордитесь. Знаете, мне моя мама очень хорошо «вправила мозги» по поводу моей дочери, когда я ее ругала за то, что она пишет как курица лапой. Мама просто нашла мои тетрадки за первый класс и показала их мне со словами: «Попробуй еще раз ругать ребенка!» Соотносите успехи ребенка с его способностями! Зачем тиранить его оценками по алгебре и физике, если он по складу гуманитарий? И вообще, приглядитесь к тому, что у него лучше всего получается. Может, он еле-еле тянет по всем предметам, зато по физкультуре — лучший в школе. Ну так сделайте на этом акцент и не мечтайте, чтобы он поступил на юрфак. — Увы, родителям часто кажется, что они лучше знают, как именно должна сложиться судьба их чада… — Да, и ребенок становится заложником родительских амбиций, несбывшихся планов, нереализованных надежд. Но он — не вы, он другой. Ему хочется рисовать и поступить на худграф, а вы мечтаете сделать из него экономиста, передать ему свой бизнес. И ведь большинство детей старается оправдать родительские ожидания, боясь потерять родительскую любовь! Вот вам и нервный срыв как результат подготовки к экзаменам. — Но ведь родители могут ничего от своего ребенка не требовать, не выдвигать ему никаких условий, а у него все равно будет «комплекс отличника». И для такого подростка четверка на экзамене станет настоящей трагедией, ломающей всю жизнь. — Понимаете, у ребенка не может быть «своих тараканов» в голове. «Хозяев» этих «тараканов» надо искать в ближайшем окружении, у родственников. Да, родители могут не давить на ребенка, могут не требовать от него отличного аттестата. Но от бабушки он может регулярно слышать, что его папа был лучшим учеником в школе. А мама может рассказывать, как она блистательно побеждала на математических олимпиадах. И ребенок подспудно начинает стараться быть достойным своих родителей, у него возникает пресловутый «комплекс отличника». Но опять же, у такого подростка наверняка нет уверенности в том, что мама с папой будут любить его в любом случае, при любых оценках. Своей отличной учебой, своими достижениями он постоянно завоевывает их любовь. И если вы замечаете у своего ребенка такой комплекс, приглядитесь к себе, к своим отношениям с ним. — Но во время экзаменов нервные перегрузки испытывают не только дети, но и их родители… — Конечно. Но в отличие от детей — мы все взрослые люди и должны держать себя в руках. Выпейте валерьяночки, примите холодный душ, включите любимую музыку. Вы просто не имеете права «навешивать» на ребенка ваши собственные переживания! Ему и своих достаточно. Он ведь смотрит на себя вашими глазами. Мне становится страшно, когда я слышу, как мамы обсуждают своих детей: «Представляешь, мой дебил опять по химии двойку получил!» — «А моя лохушка промежуточные тесты по алгебре провалила!» Так и хочется спросить: «Женщины, а вы хоть что-то хорошее в своих детях видите?» Они ведь потом так и будут жить с клеймом «лохушки» и «дебила». Как вы думаете, смогут они успешно сдать экзамены? Недавно вижу, женщина идет с дочерью-первоклашкой. Девочка подобрала на земле красивый лист каштана. И вдруг старушка на скамейке начинает вопить: ах ты, такая-сякая, все каштаны во дворе поободрала! И мама девочки начинает оправдываться, объяснять, что лист на земле лежал… Я не выдержала, подошла к девочке и говорю: «Знаешь, бабушки бывают добрые, злые и сумасшедшие. Вот это была сумасшедшая бабушка, не обращай на нее внимания». В какие-то моменты надо не заискивать перед окружающими, не пытаться вызвать у них одобрительную реакцию, а сразу становиться на защиту ребенка. Ну а если учесть, что ЕГЭ у нас нередко называют «Ягой», то и от его негативного воздействия ребенка тоже надо защищать. И самая лучшая защита — это с первого класса приучать ребенка, что его хорошие оценки нужны не маме с папой, не учителям, а ему самому. И соревнуется он за эти оценки только с самим собой. — Ну а если на экзаменах все-таки постигнет неудача, как тогда быть? — Да никак! Прежде всего объяснить ребенку, что это не трагедия. Трагедия — это тяжелая болезнь или смерть близкого человека. А несданный экзамен — это всего лишь временная трудность, но не конец жизни. Жизнь-то продолжается. Второй год в девятом классе или пересдача ЕГЭ не будут в ней самым важным событием. И только вы можете объяснить своему ребенку, чем на самом деле в этой жизни надо дорожить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|