Работа с целью (коучинговая техника с МАК)

Автор статьи: Виктория Тимофеева

Описанная ниже техника предназначена не только и не столько для самого целеполагания, сколько для проверки наших целей на экологичность и на соответствие нашим реальным желаниям.

Представленная техника является модификацией "Пятиступенчатой стратегии" - одного из инструментов позитивной психотерапии, и коучинговой методики целеполагания. 
И самих ступеней у нас уже не пять, а всего четыре: 
Работа с целью коучинговая техника с МАК
Ступень №1 - "сбор информации". Т.е. все то, с чем пришел к нам клиент, и что он рассказал. 

Ступень №2 - "поиск ресурсов", которыми клиент располагает или которые ему нужны для достижения желаемой цели. 

Ступень №3 - "вербализация" - представляет собой обмен обратной связью. Т.е. не только мы даем обратную связь клиенту, но и он нам. Здесь мы побуждаем клиента высказаться по поводу того, что он от нас услышал, о том, какая работа была проделана на первых двух ступенях и т.д.

Ступень №4 - "шаги к цели", и на ней уже нет рассуждений, нет анализа и рефлексии. Есть только конкретные шаги, проходя по которым клиент приближается к своей цели - все предельно четко и конкретно.


Теперь давайте разберем это на конкретном примере (прим.: пример выдуманный, любое совпадение деталей и персонажей - случайно).

Допустим, клиент решил, что он хочет эмигрировать в США. И именно это он нам и принес на сессию. Т.е. - его первичная цель - переезд в другую страну.
Но в коучинге есть такое понятие, как смена конечной цели. Выглядит это следующим образом: в ходе обсуждений и разбора ситуации, как правило, где-то на этапах №2 или №3, клиент вдруг понимает, что первичная цель была вовсе не его, и на самом-то деле, вместо эмиграции, он всегда мечтал уехать в глухую деревню и разводить лошадей... 
Но сейчас, на этапе сбора информации, мы работаем только с той целью, с тем "Хочу", которое клиент нам принес. 

На стадии анализа ресурсов мы изучаем все те ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые у клиента уже есть для достижения цели. И заодно смотрим, каких нет, какие нужны дополнительно, где и как их искать и выработать.

Далее мы переходим к стадии №3 - "вербализация". Кстати, зачастую именно на ней и происходит смена конечной цели. И тогда мы (клиент) вновь возвращаемся на самую первую ступень и проходим все три этапа заново. 


Как же работают метафорические карты, применительно к данной технике?! 




На каждый из четырех этапов клиент выбирает по две карты. И с их помощью он "выставляет оценку" каждому из этапов. Но (!) не само содержание того, что он рассказал или услышал, а свое эмоциональное отношение к каждой из ступеней. 

Т.е. - на каждом из этапов работы с целью клиенту предлагается отследить свое эмоциональное состояние и свое эмоциональное отношение к поставленной цели. 
Во-первых, этим мы проверяем само отношение клиента к поставленной цели, ее целесообразность, значимость и то, насколько это вообще «его цель».
Во-вторых, проверяем «экологичность» самой цели.
Если это не так, то стоит задать клиенту вопрос о целесообразности ее достижения и возможной смене конечной цели (все это - до перехода на четвертый этап!). 

Так, в нашем примере, - а мы помним, что первичный запрос был на эмиграцию, - клиенту на первой ступени кажется, что все у него хорошо, что в США будет все замечательно и круто, и он получит всевозможные бонусы и "плюшки". 
Мы переходим на стадию анализа ресурсов, где видим, что их-то у клиента "пёс наплакал", либо же клиент вовсе не понимает, какие они должны быть для достижения результата, и где их брать. 
Соответственно, исходя из эмоциональной оценки первых двух ступеней, на третьей ступени мы можем столкнуться, например, со злостью клмента. Это когда мы ему говорим, что может быть у него и цель-то другая, а не исходная, и предлагаем подумать в этом направлении. Вот тогда он может даже разозлиться...
Либо же к нему придет осознание, что все так и есть, что надо пересмотреть приоритеты и т.д. И тогда эмоциональное отношение к ситуации (и к консультанту/коучу) будет уже иным. Например, таким благодарным, как это показано на второй карте этой ступени. 

Ну и самая последняя стадия - "шаги к цели". Если мы не меняли конечную цель, а так и шли с первой стадии, исследуя один и тот же клиентский запрос, то все мы планомерно приходим к этой стадии. Если нет (см. выше), то клиент проходит стадии 1-3 еще раз, и только потом переходит на стадию №4. 
Здесь все просто. После того, как все возможные анализы уже проделаны, цель определена и подтверждена, прописаны конкретные шаги, далее действуем по принципу Ричарда Бренсона: "К четру всё! Берись и делай!".

И на этой стадии карты выполняют ту же функцию - эмоциональная оценка происходящего. Например, клиент может почувствовать себя победителем, весь в медалях и наградах за успех. 
Ну или, например, как на еще одной карте этого этапа - он может удивиться: мол, ой, а что это мне тут досталось? Мне еще что-то делать придется? 

Пожалуйста, обратите внимание (!) на четвертой стадии самих шагов может быть сколько угодно - от одного и до бесконечности. В зависимости от того, какую цель клиент перед собой поставил. 
Но эмоциональную оцену мы даем не шагам, а самой стадии! Поэтому карт здесь тоже всего две, не больше! 

Собственно, само упражнение на этом закончено. Затем, исходя из того, какую эмоциональную оценку дал клиент, мы можем либо с ним попрощаться, либо уточнить, не хочет ли он поработать уже конкретно с проживаемыми в этот момент эмоциями. И далее наша работа (или ее отсутствие) зависит непосредственно от текущего желания клиента. 

 

N.B. 
Приведенная техника является авторской. Любое ее использование и/или копирование  – только с письменного разрешения! ©




__________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: [email protected]

Сайт: http://www.vtimofeeva.ru/



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Помнить про цель цели - или, "что дают"?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "Кто я?", "время ускорено", и снова цели... цели...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Женщина, - сосредоточенная на цели: "Вижу цель - не вижу препятствий"
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Когда клиент "пошел по психологам"
  • Начинающим консультантам: страх слез или "клиент кидается подушками"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Сказ о том, как "бегающий" клиент психологов перессорил и сам расстроился
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Техника МАК "Новогодние цели"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Потеря собственного я" и "не мои цели"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Упражнение на достижение цели "3 желания"
  • "Нет выше Цели, чем Служить Другим" || Компонента Мотивации!!! >>>
  • Техника работы с проективными картами: "Мой характер и моя цель"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Цель жизни-жизнь с целью"(с)
  • "Пропавший" клиент.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь