Белая ворона или пятая колонна?

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Белая ворона или пятая колонна? Тут речь идет о конфликте личности и группы. Типичный пример: подросток конфликтует с родителями (личность против группы – семьи).

«Типичные конфликты личности и группы

1. «Белая ворона». Отсутствие идентификации личности с группой, большое число барьеров коммуникации. Девиз: он не такой, как мы, против него мы и дружим. Актуально на стадии адаптации.
2. «Пятая колонна». Демонстративное нежелание личности следовать нормам внутригрупповой субкультуры. Проявляется в особенностях профессионального языка, стиля работы, отношения к коллегам и клиентам и пр.
3. «Разрушитель». Ломка (в том числе сознательная) человеком привычных стереотипов и способов действий. Присвоение себе полномочий распоряжаться в группе и от ее имени. Конфликт приводит к перестройке организационной иерархии под идеи "разрушителя"» [1].

Хочу заметить, что в случае «белая ворона» конфликт возникает в направлении от группы к личности, а в случаях «пятая колонна» и «разрушитель» – наоборот. Понимание этого поможет сфокусировать усилия по разрешению конфликта в нужном месте.

Примеры:

Ребенок перешел в новый класс и оказался «белой вороной»: его дразнят, задирают одноклассники; советы "не обращать внимания" и "дать сдачи" не работают - и то и другое вызывает лишь новую волну насмешек и физической агрессии одноклассников. 

Работу по разрешению конфликта необходимо направить в первую очередь на весь класс, и важно привлечь к ней школьных педагогов и психологов. Как пишет Людмила Петрановская, травля – это, в первую очередь, болезнь коллектива [2]. Хотя и ребенок, у которого конфликт с группой, конечно, тоже должен быть обеспечен психологической поддержкой, но в первую очередь в фокус внимания здесь стоит взять внутригрупповые процессы.

Белая ворона или пятая колонна

Подросток отказывается носить школьную форму, не делает домашнего задания, грубит учителям, ведет себя вызывающе.

Подростки часто выступают в школе или в собственной семье в роли «пятой колонны» или даже «разрушителя» – и здесь инициатором конфликта выступает личность (подросток), а не группа. Это значит, что фокус работы по разрешению конфликта будет смещен именно на личность: это не значит, что подросток виноват в конфликте и должен подстроиться и «исправиться», а значит, что начать анализ проблемы стоит именно с его потребностей, конфликтующих с потребностями группы, и истоки конфликта лежат, скорее всего, на внутриличностном уровне.

Мама отчитывает сына за шалость, вмешивается бабушка и начинает не просто защищать внука, но и нападать при этом на маму, обвинять и оскорблять ее (выступает как «разрушитель»). Потом может образоваться коалиция, где бабушка и внук единым фронтом выступают против мамы.

Здесь опять важно найти корни конфликта, а они могут лежать ниже уровня (внутрисемейного), на котором произошел инцидент (ссора). Корни могут располагаться на межличностном уровне – вероятнее всего, что истинный и главный конфликт на самом деле разворачивается между бабушкой и мамой. 

Корни конфликта могут залегать еще глубже – на внутриличностном уровне кого-то из участников: допустим, мама может чувствовать себя обиженной и ненужной на фоне много помогающей бабушки, но не готова ни отказаться совсем от ее помощи, ни вернуть  себе часть полномочий, ни признать необходимость помощи. Или бабушка может переживать кризис в связи с выходом на пенсию и возрастными изменениями, испытывать недостаток признания, самореализации, но не осознает этого, поэтому не помогает себе реализовать эти потребности в другом месте и бессознательно конкурирует с мамой за роль самого главного, влиятельного члена семьи.

Литература:

1. Владимир Козлов, Александра Козлова. Конфликт: участвовать или создавать... М.: Эксмо, 2009.

2. Людмила Петрановская. Детки в клетке-5  



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Необычный страх "белая ворона"
  • «Пятая колонна»: найти и обезвредить!
  • "Белая ворона" или "вязкое болото"
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Подготовка к разрешению конфликта в паре и этапы его разрешения.
  • "А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)
  • Дуэль либидо: Разные уровни сексуальности в паре и 7 шагов к разрешению конфликта сексуальных желаний
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Белая ворона на белом снегу
  • Белая ворона или право на индивидуальную неповторимость.
  • Белая ворона. Что делать, если окружающие давят?
  • "Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры
  • "Семейный коучинг. Развод" Жизнь без конфликта
  • Арт-терапевтическая техника "Линии конфликта"
  • «Белая ворона среди чёрных не удержится». Офисная жизнь сквозь призму психотерапии.
  • Три "выхода" из невротического конфликта
  • Невротический конфликт "Хочу но не должен".
  • Трехлетний ребенок открывает для себя мир конфликта
  • "Я белая и пушистая". Как на самом деле воспринимают тебя мужчины
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Конфликт, критика, границы... (продолжение статьи "Конфликт и конфронтация")
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • В первую очередь думать о себе?
  • Заботливая альфа в первую очередь заботится о себе.
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Часть пятая. Причины аутизма. Рождение "Телесного Я"
  • Мой опыт работы с «особенными» людьми: в первую очередь уважение и принятие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь