|
Белая ворона или пятая колонна?Автор статьи: Ирина Ребрушкина
Белая ворона или пятая колонна? Тут речь идет о конфликте личности и группы. Типичный пример: подросток конфликтует с родителями (личность против группы – семьи).
Хочу заметить, что в случае «белая ворона» конфликт возникает в направлении от группы к личности, а в случаях «пятая колонна» и «разрушитель» – наоборот. Понимание этого поможет сфокусировать усилия по разрешению конфликта в нужном месте. Примеры: Ребенок перешел в новый класс и оказался «белой вороной»: его дразнят, задирают одноклассники; советы "не обращать внимания" и "дать сдачи" не работают - и то и другое вызывает лишь новую волну насмешек и физической агрессии одноклассников. Работу по разрешению конфликта необходимо направить в первую очередь на весь класс, и важно привлечь к ней школьных педагогов и психологов. Как пишет Людмила Петрановская, травля – это, в первую очередь, болезнь коллектива [2]. Хотя и ребенок, у которого конфликт с группой, конечно, тоже должен быть обеспечен психологической поддержкой, но в первую очередь в фокус внимания здесь стоит взять внутригрупповые процессы. Подросток отказывается носить школьную форму, не делает домашнего задания, грубит учителям, ведет себя вызывающе. Подростки часто выступают в школе или в собственной семье в роли «пятой колонны» или даже «разрушителя» – и здесь инициатором конфликта выступает личность (подросток), а не группа. Это значит, что фокус работы по разрешению конфликта будет смещен именно на личность: это не значит, что подросток виноват в конфликте и должен подстроиться и «исправиться», а значит, что начать анализ проблемы стоит именно с его потребностей, конфликтующих с потребностями группы, и истоки конфликта лежат, скорее всего, на внутриличностном уровне. Мама отчитывает сына за шалость, вмешивается бабушка и начинает не просто защищать внука, но и нападать при этом на маму, обвинять и оскорблять ее (выступает как «разрушитель»). Потом может образоваться коалиция, где бабушка и внук единым фронтом выступают против мамы. Здесь опять важно найти корни конфликта, а они могут лежать ниже уровня (внутрисемейного), на котором произошел инцидент (ссора). Корни могут располагаться на межличностном уровне – вероятнее всего, что истинный и главный конфликт на самом деле разворачивается между бабушкой и мамой. Корни конфликта могут залегать еще глубже – на внутриличностном уровне кого-то из участников: допустим, мама может чувствовать себя обиженной и ненужной на фоне много помогающей бабушки, но не готова ни отказаться совсем от ее помощи, ни вернуть себе часть полномочий, ни признать необходимость помощи. Или бабушка может переживать кризис в связи с выходом на пенсию и возрастными изменениями, испытывать недостаток признания, самореализации, но не осознает этого, поэтому не помогает себе реализовать эти потребности в другом месте и бессознательно конкурирует с мамой за роль самого главного, влиятельного члена семьи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|