Психотерапия - путь к осознанности и целостности

В ходе психологической работы клиент поставил замечательный вопрос:

«Как научиться распознавать и проявлять эмоции? Ведь я совсем не выразительна, очень вялое проявление вовне. В последние дни наблюдаю за своим ребенком он так ярко и явно проявляет свои чувства, я на его фоне просто манекен».

Как не поддержать такое стремление к большей осознанности, в частности, понимания эмоциональных переживаний и обретения возможности их конструктивного выражения?!

Хороший способ учиться замечать и проявлять эмоции – подражать человеку, с яркими выразительными эмоциональными реакциями, который проявляет их в конструктивной манере.

Так же этим занимаются в психотерапевтической группе, где есть возможность заметить у кого-то эмоциональное(ые) переживание(я), сопоставить с собою, проговорить, обсудить адекватность переживаний вызвавшей их ситуации, возможность проявления в том или ином виде, потренироваться в конструктивности выражения...

Возможно, за малой выразительностью стоит не неумение, а слабая энергетика (правда, тогда это должно быть обычным делом, энергетика – база всех процессов), и/или внутренние барьеры – запрет на проявление эмоций (чаще родители ставят их детям на эмоции негативного характера – злости/слабости, столь же часто неудобного характера – сексуальный интерес, который нередко перекрывается стыдом).

Запреты могут стоять так сильно, что мы со временем приучаемся и вовсе не замечать их, так и распознавать не можем. А уж связать эмоции, состояния, чувства с породившей, с поддерживающей их ситуацией, так и вовсе упускаем. Тем более за пределами возможностей остаётся понимание адекватности реакций вызывающей их ситуации.

Так что, это стоит специфической задачей в психотерапии – снять запреты, распознавать эмоциональные переживания ясно, связывать точно и выражать конструктивно.

Запрет может быть обоснованным или нет.

Запреты из детства могут быть и полезны, но нередко и вредны – те, что сдерживают продуктивную активность, что порождает пассивность, феномен выученной беспомощности, безнадёжность, апатию, слабость, отчаяние, суицидальность.

Поэтому так важно провести ревизию и разделить запреты на три кучки:

  • полезные, работающие на безопасность, развитие, витальность, оставляем себе;
  • вредные, блокирующие рост и развитие, продуцирующие суицидальность, бросаем за борт;
  • неопределённые – оставляем на время – подумать, и решить, куда их отнести.

Чувствовать свободно – хорошо.

Но не всякое свободное выражение эмоциональных переживаний может быть конструктивным. Потому запрет на переживание чувств снимаем, и ставим запрет на деструктивное их выражение. Открываемся потоку переживаний, пониманию их связей.

Думать свободно, широко и глубоко – хорошо. Плохо – думать узко, поверхностно, ограниченно. Ставим блок на навязчивые мысли, деструктивное, разрушающее размышление. Открываемся креативному мышлению.

Действовать конструктивно, продуктивно, сообразно своим намерениям, адекватно и гибко в контексте меняющихся обстоятельств, ситуации – хорошо.

Плохо – действовать ригидно, шаблонно, зависимо, разрушительно. Ставим запрет действовать бездумно, импульсивно, хаотично. Вносим продуктивность и реалистичность.

Задание на развитие осознанности – наблюдайте за собою по ходу дня, вечером делайте записи (и по ходу дня можно), день за днём, неделя за неделей…

Проходя мимо зеркала и/или дверной проём, задавайтесь вопросами:

  • Что я осознаю (какие побуждения испытываю, действия совершаю, мысли обдумываю, чувства переживаю)?
  • Чего я хочу? Какие потребности испытываю, к каким целям устремляюсь?
  • Что я хочу и могу делать, чтобы ответить, отвечать своим желаниям, достигать своих целей?
  • Что я решаю делать и делаю?
  • Как то, что я делаю, отвечает моим чаяниям, интересам?
  • Какие ресурсы нужны для удовлетворённости, достижения своих целей? Что уже есть и можно задействовать уже сейчас? Какие ресурсы могут потребоваться, и где ещё я могу их найти?

Внимание!

Осознанность должна охватывать 3 сферы – переживания, размышления и поведение в контексте продуктивной активности.

Вы можете обнаружить соответствие/несоответствие:

- действий (шаг вперёд, два назад);

- действий и желаний;

- переживаний и размышлений;

- размышлений, планов и действий;

- самих переживаний – их обычно несколько (легче их выделять по времени протекания – краткосрочные – эмоциональные реакции, умеренного времени действия – эмоциональные состояния, долгосрочные переживания – чувства, их также называют отношениями/ и они нередко противоречивы).

(смотрите Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности)

Успешная деятельность связана с ясной, реалистичной, непротиворечивой целью и адекватными умелыми действиями по её достижению, с коррекцией плана по ходу исполнения.

Противоречивость не позволяет нам быть успешными, разрывает на части, побуждая действовать в разных направлениях, или блокировать все действия – помните про реализацию благих затей рака, лебедя и щуки

Психотерапия  путь к осознанности и целостности
– тема не лишь о внешних конфликтах, но о противоречиях одного человека – внутренних, личностных.

Потому так важно, понимая свои переживания, согласовывать их, и тогда уже на их основе, конструктивно и реалистично планировать и активно действовать, эффективно, реализуя свои желания, удовлетворяя потребности, достигая цели, чувствовать удовлетворение собою и своей полнокровно идущей жизнью.

Попробуем?

На моём ресурсе Self. Пси_студия «Личность» Вы можете рассчитывать на профессиональное сопровождение в трудные периоды жизни, Вы можете заказать курс психотерапии с целью разрешения противоречий, личностных затруднений, урегулирования семейных проблем...

Коллеги также могут заказать курс профессионального сопровождения, принять участие в работе виртуальной группы интегративной супервизии.

Курсы, консультации на сайте Self. Пси_студия «Личность» проводятся в видео-режиме онлайн-конференции и вебинаров  в рамках заключаемого контракта по согласованным целям в условиях приватности, на основе партнёрства в интересах клиента.

(Skype уже не нужен! Достаточно электронной почты для связи. Всё взаимодействие осуществляется непосредственно на движке сайта DreamsStudy - супер-разработка самарских программистов)

Свяжитесь со мною, и я вышлю Вам приглашение на онлайн-конференцию. Открыт для профессионального сотрудничества. Всё обсуждаемо!

С Вами Юрий ИОНОВ,

#психолог_психотерапевт_Туапсе

WhatsApp +7(988)183-78-55

Анонсы предложений и текущие тематические публикации читайте в моём Instagram



Просмотров: 308
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Запрет на чувства и эмоции, или где была потеряна безопасность?
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций. Подавленные эмоции
  • 3 распространенных переживаний социофобов: как быть и что делать?
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций. Часть 2 - запрет на страх
  • Особенности эмоциональных переживаний трансгендерных людей
  • Гиперконтроль над ребенком. Какие последствия могут быть?
  • Вытеснение вовне внутренних переживаний
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Влияние переживаний травматического опыта ребенка на развитие.
  • Запрет быть активным, запрет быть живым
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Выражаем свои чувства конструктивно.
  • Обманутые ожидания – какие же здесь могут быть плюсы?
  • Хочу экстатических переживаний
  • Любовь к себе, или какие пошаговые действия предполагает это расхожее выражение?
  • Есть ли предписанный порядок переживаний в холотропном дыхании?
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций
  • На какие сферы жизни влияют Ваши отношения с собою
  • Разрешить себе быть, или Внутренние запреты и их последствия
  • Почему важно научиться проживать и выражать свои эмоции
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Как научиться замечать свои чувства?
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Запрет на выражение чувств
  • Тема «Как пережить развод по инициативе мужа»? Часть1. Ужас переживаний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь