|
О "драконах". Внутренних и внешних.Автор статьи: Лидия Викторовна Шумина
Сегодня мне вспомнилась эта ироничная притча.
И не просто так вспомнилась, только потому, что она с юмором, а по поводу. Повод этот заключен в том, что нередко бывают такие ситуации в психотерапии и психологическом консультировании, когда клиент через несколько сессий напрочь забывает цель своего визита к психологу, забывает свой запрос и свою роль в этом процессе. Я не буду сейчас касаться не менее интересного вопроса, почему психолог это "разрешает" делать клиенту. Меня больше интересует клиент, его поведение, его реакции и его эмоциональное состояние, потому что клиент - это главная фигура в паре клиент-психолог. Итак, клиент пришел, работа началась, запрос сформирован, поставленные задачи решаются, инсайты происходят. И вдруг... клиент остановился в своей работе и переключился полностью на личность психолога, на его мировоззрение, отношение к тем или иным явлениям. Малого того, что это становится основным интересом клиента в работе, это еще приводит и к конфронтации с психологом. Один в один, как у рыцаря из притчи, за одним маленьким исключением, дракон создан самим клиентом. Почему клиент, как и рыцарь, вместо того, чтобы пользоваться предоставленными услугами, бьется и падает без сил? А потом еще и заявляет, что и психолог не такой, и работа не та и не так шла. И даже свои первые достижения и изменения, достигнутые в начале работы, обесценивает. - Ты же воды хотел попить, мой дорогой клиент! - Почему не пьешь?! Можно было бы поговорить о пограничности, о нарциссизме и других широко популярных определениях, понятиях и названиях, которыми принято сейчас наделять клиента.К моему разочарованию, клиенты подхватывают эти названия и носят, как медали. Но это тоже другая тема и я ее сегодня не буду касаться. Небольшое отступление. Когда я работала медицинским психологом и по роду своей деятельности сталкивалась с людьми, страдающими различными личностными расстройствами: от неврозов, до депрессий и нарушением адаптации, я исключала всю клиническую составляющую, даже медицинскую карту не смотрела, что там врач написал и диагностировал, я обращалась в первую очередь к личности пациента, а для того, что помочь ему избавиться от своих печалей - к его здоровой части. Психолог, по моему глубокому убеждению, должен хорошо знать "клинику" и также хорошо уметь ее отключать. И сейчас тоже, никаких диагнозов! Такое поведение клиента связано исключительно со страхом, страхом изменений, страхом неизвестности, страхом перед теми "драконами", кототорые активизировались в бессознательном клиента, все это очень пугает клиента, да так, что возникает "страх страха", она начинает бояться самих страхов, и чтобы избавиться от этого, переключается на внешнего "дракона", чтобы его собственные снова заснули и не тревожили. Это одна из причин, по которой психотерапия становится неэффективной для клиента и почему он предъявляет претензии своему психологу.
Если моя статья была Вам полезна, буду рада Вашим комментариям и отзывам. Другие мои статьи и заметки, Вы можете найти здесь. 8 903 611 56 48
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|