Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?

Кризис 3 х лет что это такое и как вести себя родителям

Сейчас повсюду полно информации о кризисах развития ребенка, особенно о кризисе 3-х лет. Все о нем читали, все его ждут, боятся и хотят найти рецепт спасения от него.

ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС И КАК ЕГО ОТЛИЧИТЬ?

Проявления, которые похожи на кризис (истерики, капризы, требования), бывают у каждого ребенка и до, и после кризисного периода, однако сам кризис – это когда их становится слишком много и они отличаются особой остротой.

Само понятие было предложено Л.С. Выготским, который изучал развитие психики ребенка и описывал, как ребенок становится «человеком», постигая культурные аспекты нашего общества. По его мнению, кризисные моменты обязательно присутствуют в развитии, являются показателем развития и указывают нам на то, что ребенок уже подрос, что-то изменилось, хотя порой мы еще об этом и не думаем и этого не замечаем в нем.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ?

До 2-х лет ребенок отличается маленькой оперативной памятью, быстро забывает, что просил, его легко можно отвлечь, переключить на другую деятельность, игру. К 3-м годам ребенок уже говорит, запоминает гораздо больше за счет большего объема памяти, у него уже появляются зачатки личности – свое собственное мнение, интересы, ему уже что-то может не нравиться. В этом возрасте переключить ребенка, чтобы он отвлекся и забыл, уже не так просто. Также данный возрастной этап является существенным в отношении развития коры лобных долей головного мозга ребенка, которые связаны с произвольной регуляцией деятельности.

Можно сказать, что кризис 3-х лет в некоторой степени схож с подростковым. Ребенок поменялся, он уже что-то может сам, возможностей и желаний у него больше, чем взрослые привыкли думать. Родители этого не замечают, даже не подразумевают, продолжают вести себя, как раньше, контролировать, не отпускать, отсюда и вырастает острый кризис! Эмоциональный фон ребенка 3-х лет еще нестабилен, а потому все накопившееся выливается в негативизм и капризы как формы протеста против «старого» способа реагирования родителей.

ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Кричать. Во-первых, криком ребенка можно напугать! Во-вторых, он не сможет понять, что ему запрещают, и может закрыться и почувствовать запрет не на совершение определенных действий, а на проявление эмоций, которые он в данный момент ощущает.

Обижаться на ребенка. Обидные слова, которые иногда взрослый может услышать в свой адрес, – это просто реакция. Ребенок вовсе так не думает, он просто злится и пока не умеет адекватно выражать свои эмоции, поэтому не стоит на этом акцентировать внимание.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Родителям важно понять, что кризис – показатель того, что ребенок подрос, что у него начинает появляться личность, что все изменилось и пора перестраиваться. Ведь если родители будут чуткими, внимательными и научатся гибко реагировать на изменения ребенка, кризис пройдет не так ярко.

Чтобы ребенок не стремился постоянно доказывать свое Я, следует поддерживать его самостоятельность, предоставляя ему возможность сделать маленький выбор (площадка, на которую пойдете, тарелка, из которой будет есть и пр.). Следует научиться в острых ситуациях безболезненно манипулировать, предоставлять «безальтернативный» выбор, с которым взрослый готов согласиться (если не хочет кашу, выбрать между кашей манной и овсяной и т.п.).

Нужно говорить про чувства, про свои и про чувства ребенка. В этом возрасте он сам еще до конца не понял, что происходит, он находится в процессе развития, и потому нуждается в помощи и поддержке. Основные оружия взрослого – спокойствие и мягкость, сохранению которых способствует сон и отдых. Необходимо научиться спокойно и дипломатично, на уровне ребенка объяснять ему свою позицию.

Важно умело балансировать между конфронтацией с ребенком, которая только усиливает сложности, и между вседозволенностью и потаканием. Правила и требования в семье должны сохраняться.

Не существует идеального рецепта, как справиться с кризисом, необходимо пробовать и искать подход к каждому ребенку, чтобы помочь ему пройти этот трудный и важный путь. Но главное, не стоит бояться кризиса и его проявлений, ведь послушанием очень трудно добиться своего «Я».

Успехов!



Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис 3-х лет у ребенка. Советы родителям.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 4) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 3 лет?
  • 2) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 1 года?
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Рождение ребенка - кризис
  • Рождение ребенка и кризис отношений: как преодолеть
  • Кризис первого года жизни ребенка
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?
  • Капризы ребенка в раннем возрасте. Что делать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Три основные ошибки, которые допускают взрослые в отношении к проблемам ребенка
  • Нужно ли учить ребенка помогать родителям?
  • Драматургия развода. Акт 2-й:"Послеразводный кризис и развитие ребенка"
  • Почему в кризис многим будет тяжело? А ведь новый кризис «не за горами»
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь