Учеба наших детей - это то, что сопровождает жизнь родителей, на протяжении длительного времени и в чем мы - родители (в разной степени конечно) обязательно участвуем. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение родителей (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
В 1-2 классах у детей ещё сохраняется положительное отношение к учению. Однако постепенно к 3 классу, отношение детей может изменяться. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет для ребенка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности. Важная задача для родителей – помочь своему ребенку в поддержании у него положительной учебной мотивации.
Для помощи родителям в нашей школе в конце декабря психологом школы были организованы и проведены тематические родительские собрания «Мотивы учебной деятельности учащихся начальной школы». Цель данного мероприятия: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Собрания проводились в форме семинара – практикума.
Родители совместно с педагогом и психологом выявляли типичные проблемы в учебной деятельности детей ( часто озвучивались сл. причины не успшности: неусидчивость, неустойчивое внимание, неумение понимать текст, неумение выражать мысль, не сформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности детей). Были отработаны практические приемы оказания помощи детям в учебной деятельности ( в группах, и индивидуально).
В итоге плодотворной работы всех участников данной встречи каждый из присутствующих сформулировал свой «рецепт» поддержки учебной деятельности детей. Часто звучали сл. высказывания: «После сегодняшней встречи я решил (а) для себя, что никогда не буду сильно ругать своего ребенка за промахи в учебе, а чаще буду хвалить.» «После сегодняшней встречи я решил (а) для себя, что никогда не буду учить уроки с ребенком по несколько часов подряд, а буду давать ему отдыхать после школы.» «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это понимать потребности ребенка.» «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это жить с ребенком «на одной волне».
Многие родители высказывали пожелания продолжить подобные встречи с участием психолога.
Приложение 1.
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.
Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.