|
Вина или стыд: как различить и уменьшитьАвтор статьи: Мартьянова Галина Юрьевна
Начну с того, для чего необходимо различать чувство вины и стыда. Обе эти эмоции являются социальными, т. к. имеют прямое отношение к взаимоотношениям с людьми и нормами морали, обе связаны с социальным контролем и умением регулировать свою активность в обществе. И вина, и стыд при переживании задействуют самооценку, следовательно, переживание направлено на способ и качество оценивания себя. Но для коррекции, психотерапии, саморазвития важно их разделить, потому как не всегда безопасно снижать значимость вины в ситуации, в которой истинной эмоцией является стыд. Равно как нельзя переструктурировать событие, сопряженное со стыдом, когда в нем зафиксировано чувство вины. Кроме отсутствия психотерапевтического эффекта, в обоих случаях может возникнуть феномен отвержения ресурсности – феномен, при котором новая оценка, поведение, когниция или не обнаруживаются вообще, или подвергаются сомнению, или подавляются человеком как неуместные. Давайте разбираться, чем же вина и стыд различаются. Первое различие связано с источником переживания. Истоком стыда является внешнее требование, предписывающее человеку выполнение конкретной социальной нормы. При внутреннем принятии этой нормы она с позиции "чужая норма" постепенно перемещается на позицию "мой способ контроля и оценки". Стыд, следовательно, будет возникать тогда, когда реальная оценка нашего поведения другими, будет нами же признана как уместная и верная. Именно поэтому переживание стыда интегрирует объектную и субъектную оценку. А отсюда и убежденность при стыде, что «Я – плохой!». Чувство вины, как и стыд, может соотноситься и с актуальными, и с возможными оценками окружающих «здесь-и-теперь», но прежде всего вина соотносится с «должным» как принятым для себе убеждением, как идеалом своего поведения. Но в отличие от стыда поленезависимость вины в том, что оценка действий не соединяется с оценкой самого человека, а поэтому основное убеждение не в том, что человек плохой, а в том, что он плохо сделал. В этом случае действия человека (при переживании вины) направляются не столько на анализ себя, сколько на возмещение ущерба, причиненного вреда другим. Иными словами, вина – это реакция на осознание несоответствия своего поведения собственному же представлению об идеальности себя (или принятыми на себя моральными нормами). Другое основание для разграничения вины и стыда в мотивации человека. Стыд активно мотивирует избегание и прекращения социального контакта (вспомните хотя бы, как иногда хочется провалиться под землю от стыда), в то время как вина имеет большую направленность в отношении контактности и усиливает мотивы действий по коррекции ситуации, неблагоприятной для других (именно других). При стыде больше хочется спрятаться и меньше сознаваться в содеянном по сравнению с чувством вины. Защиты при стыде выражены сильнее и ярче. Он часто вызывает ответную агрессивную реакцию, направленную на источник своего стыда (на другого человека). Защита здесь заключается в следующем: человек ощущает на себя чужую враждебность (как результат осуждения или критики), перенаправляет ее (враждебность) на кого-нибудь включенного в ситуацию, в которой пришлось испытать стыд. Бессознательно человек другого делает частично ответственным за свои неприятные эмоции. Получается защита, при которой он хоть как-то управляет ситуацией, мало что в ней формально и содержательно меняя. В этом моменте чаще всего психика и запутывается. Где стыд? Кто агрессор? Кому постулировать ответственность? Как мне разрешить конфликтность? Социальный страх и тревога – другие, не менее значимые, защиты при чувстве стыда. Определяют изоляцию, уход от контактов, нерешительность в межличностном плане. Вина защищает нас менее выражено. Поскольку направленность вины обращена вовне, защиты распадаются, как только человеком будет исправлен причиненный вред или ущерб. В этом случае сами защитные механизмы выполняют даже коррекционные действия: поддерживают стремление улучшить взаимоотношения или стимулируют более адекватные навыки построения отношений. Они могут провоцировать изменения в поведении (правда не всегда позитивные) и даже перераспределять эмоциональное напряжение. Для того, чтобы определиться со способами самопомощи при переживании стыда или вины, давайте разберем этапность образования этих чувств в ситуации: На первом этапе происходит изменение самой ситуации. Если изменения существенные, человек обнаруживает эти изменения и начинает анализировать информацию. Анализируются высказывания, мимика, жесты, обстоятельства, изменения в количестве, качестве поступающей информации и т.п. Потом происходит оценка проанализированной информации по отношению к самооценке (например, угрожает самооценке или нет) и по отношению к возможности изменения ситуации (можно ее преобразовать, нужно ли сопротивляться, стоит ли поддерживать новые обстоятельства). Если событие содержит хоть какую-либо угрозу самооценке и человеком принимается решение об изменении, преодолении или отмене своих действия, то возникает вина. При решении, что ничего нельзя изменить или отменить, в свои права вступает стыд. На третьем этапе происходит оценка своих тенденций действовать. Эта оценка подчас носит упреждающий характер и задает стереотипность поведению (человек действует по знакомой схеме). На этом шаге может включиться программа изменения ситуации или события под действием чувства вины (захочется устранить ущерб) или стыда (появился потребность признать свою плохость). Если программа не включается, происходит возврат на первый шаг, и человек действует по той же схеме, но с другой эмоциональной регуляцией (допустим, с участием агрессии или избеганием общения). Как же самостоятельно снизить значимость стыда или вины? Один из простых способов – это проанализировать 5-7 похожих ситуаций с чувством вины или стыда. Схема образования вины или стыда вам известна, по ней можно разработать примерный алгоритм анализа для себя:
Выделить несколько схожих проявлений в различных ситуациях. Попытаться установить временные (что было сначала, что потом), причинно-следственные (как из одного образовалось другое) связи между всеми эмоциями, своим поведением и достигнутыми результатами. Это поможет вывести программы поведения на осознанной уровень. А что же делать потом? Как снизить чувство вины или переживание стыда. Самостоятельно это сделать трудно, поскольку потребуется высокая рефлексия и умение абстрагироваться от своих эмоций и поведенческих проявлений. Но пытаться можно и даже нужно. Будем работать с идеальной моделью себя в конкретной ситуации. Идеальная модель – система представлений о себе как идеальном (каким я обязательно должен быть или каким я очень хочу быть!). В модели идеального себя могут быть цели, жизненные ценности, правила, нормы, оценки нашего поведения другими людьми, принципы, мировоззренческие позиции и т. д. – все то, что мы принимаем как главные постулаты своей жизни. Эти представления о себе идеальном образуют требования к себе. Проанализируйте все-все требования к себе, которые сможете вспомнить в конкретной ситуации. Важно понять, откуда в вашей модели эти требования к себе. Они ваши или кем-то культивированы? Если чужие, то зачем их присвоили? Важно понять, кто именно транслировал вам эти требования? Другими словами, нужно провести ревизию всех требований в своей идеальной модели: какие-то поставить под сомнения, какие-то уменьшить, а другие, наоборот, увеличить, от каких-то и вовсе отказаться. И такую ревизию провести по каждой ситуации, где возникает стыд или вина. После ревизии попробуйте объединить откорректированные требования и по схеме (по которой выше анализировали свою оценку) проверить, насколько теперь вы способны с новыми требованиями к переживанию вины или стыда в конкретной ситуации. Если ситуация все еще цепляет вас эмоционально, проведите ревизию повторно. Как справиться с виной другими способами можно посмотреть здесь. Удачи Вам на пути познания себя! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|