Как жизненная ситуация становится трудной?

Как жизненная ситуация становится трудной


     Жизнь постоянно вовлекает человека в различные ситуации - обыденные, деловые, семейные. Некоторые из них содержат событие, которое нас напрягает, причиняет боль, заставляет страдать, нарушает привычный образ жизни и непременно требует произвести хоть какие-нибудь изменения. Именно к таким ситуациям человек оказывается не готовым, в отличие от главных, судьбоносных событий, которые планируются заранее и встречаются во всеоружии. Чего не скажешь про первые. «Как гром среди ясного неба!», «Кто бы мог подумать?», «За что, почему со мной?».

     Понятие "трудная ситуация" целесообразно разделить на два: внешняя ситуация и внутренняя. Внешнюю нам создают люди, физические, материальные, другие обстоятельства; а вот во внутреннюю мы вовлекаем себя сами. Во внешней ситуации есть цепь событий: длинная или короткая, слабая или интенсивная, а во внутренней – фасилитация позитивных или негативных оценочных тенденций по отношению к этой цепи событий. С внешней ситуацией справиться достаточно просто, скорректировав обстоятельства, устранив преграду или поменяв условия жизни. Сложность ситуации как раз заключается в слабой возможности управления внутренней ситуационной активностью.

     Попробуем определить несколько (а их намного больше) причин трудности ситуации.

     Наш способ оценки события. Как бы парадоксально не звучало, но у трудного события есть своя цена, та самая цена, которую мы изначально собираемся за него заплатить: количество скинутых (набранных) килограммов, число конфликтов, бессонных ночей, седых волос и т. п. И зависит эта цена от нашей способности определять степень трудности ситуации. Зачем нам вообще оценивать ситуацию? А затем, что не оценивать происходящее мы не можем; эта наша естественная способность, данная как условие адаптации к жизненным обстоятельствам. А ведь от того, как мы оцениваем конкретное событие, зависит, как будем воспринимать всю ситуацию. А уже потом, какие чувства будем испытывать в ситуации и какое поведение выработаем для совладания с трудностями.

     Для первой причины можно вывести такую формулу: меняются обстоятельства жизни – происходит оценка события - изменяется восприятие всей ситуации – закрепляются способы эмоционального реагирования – сбиваются поведенческие программы.    

     Семья А. переехала в другой город. Женщина поменяла круг общения, место работы, квартиру. Не поменяла только свой семейный статус: осталось любимой женой и заботливой матерью. Место работы – идентичное предыдущему, но стабильности угрожает необходимость выстраивать новые отношения. Квартира несколько меньше по площади и беспокоит невозможностью разместить всех членов семьи по их привычному запросу. Магазин – большой, парк – далеко, расстояния – непреодолимые, а соседи - чужие. Ситуация оценивается А. негативно во всем своем многообразии. Как результат, женщина «ждет» чего-то, что сделает обстоятельства более удобными и безопасными.
     А. не понимает, что легкость ситуации мы придаем сами, постепенно своими действиями снижая ее цену.

     Вторая причина - это ошибки переноса опыта. Трудная ситуация всегда отражает практику взаимодействия человека с миром. Ситуация не бывает изолированной от общего контекста жизненного пути человека, напротив, она входит в целостную жизненную структуру. Сам же жизненный путь не ограничивается ближайшими 3-5 годами или профессиональным опытом, или опытом только семейной жизни. Он даже больше, чем осознанная жизнь. Он – весь наш опыт самореализации во внешнем и, что важнее, во внутреннем плане. Жизнь – это ведь не сумма конкретных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это непрерывное движение. И если человек все еще жив, то он имеет опыт реагирования на внешние трудности, но по ряду причин не переносит этот опыт в новую ситуацию.

     Здесь действует человек по следующей формуле: оценка и восприятие ситуации как трудной – перестройка эмоций и поведенческих программ – негативная оценка себя в трудной ситуации – отказ в поиске ресурсов в прошлом опыте.

     К. не сдал в очередной раз экзамен в ГИБДД по вождению. Имея отрицательный опыт аттестации, после второй пересдачи начал фрустрировать и испытывать тревогу, каким-то гипертрофированным способом выработал у себя стыд перед инспектором ГИБДД. После третьей пересдачи начал искать и анализировать ошибки в своем поведении на экзамене, тревога усилилась и появились  когнитивные шаблоны по типу «этого делать на экзамене нельзя». Его запрос – где же взять уверенность в себе, чтобы данные шаблоны реализовать на очередной пересдаче!?!
     К., ты забыл, что «…моя проблема (симптом, качество) меньше, чем ситуация, моя ситуация меньше, чем жизнь, а моя жизнь меньше, чем опыт человечества».

     Узкое осознания своих потребностей. Оценку своих потребностей мы также производим сами. Желая избавиться от страдания, боли, напряжения, мы порой забываем, что можно захотеть в трудной ситуации самореализоваться и развиться, проявить креативность и вариабельность, перестроиться и переориентироваться. Именно захотеть, а не просто произнести эти слова. Не случайно в обыденном сознании распространена идея о том, что трудности даны нам, чтобы развиваться, продвигаться, идти вперед, приобретать опыт. Верная оценка своих мотивов и потребностей сделает ситуацию устойчивой. А устойчивая трудность - это трудность, к которой можно адаптироваться.

     Формула:  оценка ситуации как трудной -  узкое (или искаженное) восприятие себя в ситуации – подстройка эмоций и поведения под самовосприятие.

     После аттестации С. получил повышение по службе. Должность руководящая, требующая навыков управления коллективом из 25 человек. До повышения молодой человек решал индивидуальные задачи и нес ответственность только за свой результат. Управление коллективом было им воспринято насторожено. Желание продвигаться по карьерной лестнице у него явно вступало в конфликт с оценкой своих возможностей. Идея о том, что он не делал свободного выбора, а был поставлен в предлагаемые обстоятельства, приобретала характер навязчивости. Но и отказываться от должности С. не собирался.
     С., свобода обнаруживаются тогда, когда внешние ресурсы, задаваемые объективной ситуацией, и внутренние ресурсы, задаваемые возможностями субъекта, согласуются в новой актуализированной потребности.

     Трудную жизненную ситуацию можно эффективно разрешить самому. Нужно просто разобраться в себе и своих ожиданиях, соотнести притязания с возможностями самой ситуации и выработать дополнительные ресурсы.

     А здесь о том, как провести внутренний диалог в сложной ситуации.
    

     Удачи вам на пути познания себя!



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как поддержать себя в трудной ситуации? Простые и действенные способы самоподдержки
  • Как поддержать себя в трудной ситуации: техника осознавания
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • В любой трудной ситуации…
  • Самопомощь в трудной ситуации
  • Выход из трудной жизненной ситуации
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Как оказать психологическую помочь близкому в трудной ситуации?
  • Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации
  • Самурай и муха. Как сохранить спокойствие в трудной ситуации?
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Сам себе психолог: Как помочь себе в трудной жизненной ситуации.
  • Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. 2 Новая надежда (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • Оценка субъективной стороны восприятия потерпевшего противоправной ситуации (об СПЭ)
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Первый сексуальный опыт и репрезентация сознанию вытесненный образ ситуации принуждения
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Развод в ситуации подросших детей, после 7-10 лет совместной жизни.
  • Как взять интервью у своих денег? Работающая методика. 8 шагов к изменению вашей денежной ситуации
  • Три ситуации, когда психолог не понадобится и вы сможете справиться сами
  • Как укрепить свою устойчивость в ситуации неопределённости и найти точки внутренней и внешней опоры?
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь