Сексуально травмированным детям, чтобы переработать травму, необходимо многократно воспроизводить, то что с ними произошло, часто в символической или игровой форме. В их представлениях не всегда отчетливо видно содержание случившегося, т.к. они перенимают стратегии отрицания взрослых и окружения.
Рисование – это акт самопознания. Он позволяет ребенку разобраться с травмирующими событиями.
- Рисование предлагает пути переработки, преодоления и исцеления
- Рисунок позволяет осторожное приближение к проблеме, ребенок сам решает, как быстро он это делает
- Символический язык дает больше пространства для нелогичного, противоречивого и странного, которое невозможно выразить вербально
- Для ребенка, хранящего тайну, важно быть понятым без необходимости говорить.
Какие детали в рисунках ребенка могут говорить о пережитом сексуальном насилии?
- Ребенок рисует не соответственно возрасту
- Хаос, неясное содержание, отсутствие структуры, нет дифференциации, потеря целого
Рисунок девочки 7 лет на тему "Семья" может свидетельствовать о ранней травматизации.
- Навязчивый выбор темы на протяжении длительного времени. Независимо от поставленной темы, ребенок рисует на протяжении недель и месяцев один и тот же сюжет. Это заставляет предположить, что здесь кроется травматическое переживание. Часто сексуальность, как навязчивая тема.
Четырехлетняя девочка рисует дом бабушки и дедушки с множеством окон. На всех окнах стоят свечи. Она могла рисовать лишь этот сюжет на протяжении длительного времени, т.к. ее травма была связана с этим домом
Сексуализированные изображения. Рисунок мальчика 6 лет
- Если ребенку запрещают рисовать на тему, которой он навязчиво следует, он приходит в замешательство и начинает рисовать вещи, которые нельзя идентифицировать
- Длинные вещи: банан, поезд, змея, улица
На первый взгляд обычный детский рисунок поезда. Стоит обратить внимание, что машинист поезда обнажен, и можно увидеть изображение пенниса между его ног.
Девочка 3,9 лет комментирует рисунок: "Это я (верхнее изображение), а это хвост, он принадлежит мужчине (нижнее изображение). Нижний рисунок был расположен на обратной стороне листа и изображает семью девочки. Все фигуры расположены горизонтально
- Гениталии, в основном, фаллосы утрированного размера. Пенис с лицом, рот, язык насильника.
- Насильник может изображаться в виде монстра, разбойника, привидения, опасного или ядовитого животного
Комментарии мальчика 3,7 лет к рисунку: "Это ядовитые пауки, их нужно прогнать." Ребенок зачерчивает изображение. Отец-насильник становится ядовитым пауком, разбойником, приведением, чтобы смочь отделить его от другого, хорошего папы.
- Множественные изображения людей с гениталиями
На всех рисунках пятилетнего мальчика присутствуют пенисы.
Мальчик 7-ми лет рисует по теме "Моя семья". Отец в центре без лица. У всех фигур нарисованы половые органы.
- Если ребенку запрещают рисовать пенис, он заменяет его ножом, мечом, пистолетом, стрелой (пенис как оружие)
Пятилетнему ребенку, у которого была навязчивая тема - гениталии, запретили их рисовать. Он был в полном замешательстве. Он начинал рисунок и не мог его закончить. При пятой попытке он нашел выход и на месте пениса нарисовал меч. С тех пор он рисовал мужчин с оружием.
- Ребенок рисует людей особенно себя, без рук (беспомощность), безо рта (невозможность говорить о тайном)
- Обнаруживается отчетливая тенденция закрашивать, заштриховывать, заклеивать, отрезать части рисунка, части тела, лица
На этом рисунке прочитывается целая история, подкрепленная комментариями мальчика 4,3 года. Ребенок говорит все время про паука с клеем. Я дома, сплю, а тайна находится там, наверху (голубое изображение под крышей). На вопрос: "Что это?"- по поводу заштрихованной области гениталий, мальчик отвечает: "Ничего... я не хочу об этом говорить, оно должно уйти." По поводу изображения слева: "Это мороженое, его тоже надо выкинуть".
Область гениталий заштриховывается черным или красным цветом
- Изображения, которые никто не должен видеть, рисуются на обратной стороне листа или еле заметными с очень слабым нажимом
- Повышенный интерес к теме смерти
"Мама-верблюд, папа едет на ней. Внизу я лежу мертвый, потому что паук был ядовит. Сейчас я на небе."
На обратной стороне листа "Как я умер". Кружки обозначают яд.
- Ребенок рисует все время темным или черным цветом
- Закрытые пространства, ощущение себя взаперти, без выхода
"Я хочу выйти, но не могу."
- Иногда в сериях работ нет ни одного автопортрета или он очень маленький где-нибудь в уголке, без лица, рта, рук. Часто видна большая разница в изображении себя и других людей
- Нет пола, фигуры парят в воздухе
- В семейных портретах насильник отделен линией от остальных, выделен цветом или его изображение отсутствует
"Здесь сплю я, здесь спит моя сестра и мама". Воспитательница спрашивает: "А где спит папа?" Девочка не отвечает, диссоциирует. После нескольких настойчивых предложений воспитательницы она рисует своего отца другим цветом. Затем рисует себе, сестре и маме рот тем же цветом.
- Многократное расположение фигур людей горизонтально, как в предыдущих рисунках, особый интерес у ребенка к теме постели, сна тоже представляется поводом задуматься
- Представление себя пышущим гневом опасным существом или вулканом
На терапевте, работающем с ребенком, лежит очень большая ответственность. От его профессионализма зависит судьба не только конкретного ребенка, но и всей семьи. С одной стороны, нужно оперативно помочь ребенку и изолировать его от насильника, с другой стороны существует опасность ошибочных выводов. Подозрение на сексуальный абьюз может возникнуть на основании серий рисунков ребенка и его комментариев, но уверенность в факте сексуального насилия должна базироваться на многих факторах: семейном анамнезе, наблюдении за поведением ребенка, многочисленных рисунках, в которых постоянно присутствуют знаки, указывающие на травму такого характера. Очень важно описание ребенком изображенного, если это представляется возможным. Много материала дает внимательное наблюдение за чувствами и поведенческими реакциями при комментировании рисунков.
Вполне безобидные детские рисунки можно истолковать ложно. Например, этот рисунок девочки изображает грозу, которая поразила ее воображение. Красный круглый предмет – это мяч, который летал на ветру. По остальным проявлениям ребенок был в норме.
На основании одного или нескольких рисунков нельзя сделать никаких выводов, а гипотеза, которая возникает в результате интерпретации изображений нуждается в тщательной и терпеливой проверке.
Рисунки детей для публикации и комментарии к ним взяты из книг, указанных в литературных источниках. Перевод с немецкого мой.
Литературные источники:
Reichelt, Stefan (1994): Kindertherapie nach sexueller Misshandlung. Malen als Heilmethode. Zürich: Kreuz.
Sachsse, Ulrich (2004): Traumazentrierte Psychotherapie. Theorie, Klinik und Praxis. Stuttgart: Schattauer GmbH.
Steinhage, Rosemarie (1992): Sexuelle Gewalt. Kinderzeichnungen als Signal. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch.
Предыдущая статья "Сексуальное насилие в отношении детей": https://www.psyoffice.ru/article/122543/