|
Основное о психоанализеАвтор статьи: Рыжкова Елена Петровна
Что такое психоанализ
Уникальность психоанализа 1. Влияние бессознательных процессов на сознательные процессы в душевной жизни Мы привыкли думать, что наша психика — это сознание, разум и что волевыми усилиями мы можем контролировать и управлять своим душевным состоянием, своим поведением. Но это не совсем так. Бессознательное — это, как бы другая, недоступная нам часть нас самих, которой тоже принадлежат мысли, влечения, представления, желания и аффекты. Здесь действует «принцип удовольствия», суть которого состоит в том, чтобы избежать неудовольствия, дав выход накопившемуся напряжению путём разрядки. Это стремление избавиться от напряжения всегда активно, всегда «ищет» пути как «заставить нас действовать», чтобы избежать неудовольствия и наше сознательное функционирование «направляется» этими неосознаваемыми стремлениями. 2. В психике нет ничего случайного и опыт первых лет жизни имеет решающее значение в формировании взрослой личностиЛюбое наше поведение, даже то, которое мы ощущаем, как спонтанное, наши мысли, переживания предопределяются нашими ранними детскими переживаниями, бессознательными фантазиями, представлениями, событиями, нашим опытом первых отношений с другими людьми, в первую очередь с родителями. Основа личности закладывается в раннем возрасте, примерно до 5 — 6 лет. С момента рождения младенец развивается не только телесно, но и психически, проходя последовательные этапы психического развития. И это не просто количественное увеличение, а скорее превращение одной формы в другую и опыт прохождения каждого этапа оставляет свой отпечаток в психике ребёнка: формируются свойственные для каждого этапа защитные механизмы совладения с сильными эмоциями, мыслями, стрессовыми ситуациями; способы построения отношений с другими людьми, а также представления о себе и окружающем мире; закладываются индивидуальные черты характера, стереотипы поведения. Краеугольным камнем психического развития ребёнка является Эдипов комплекс, открытый З.Фрейдом и названный им так по трагедии Софокла «Царь Эдип». Суть его состоит в том, что ребёнок начинает испытывать бессознательные влечения выражающиеся в чувстве любви к родителю противоположного с ним пола и двойственные чувства (любовь и ненависть) к родителю одного с ним пола. Проживание этого этапа позволяет ребёнку сформировать представление о себе, о своей половой принадлежности. Именно этот этап является источником способности человека устанавливать любовные и дружеские отношения в дальнейшем и источником формирования совести. Эдипов комплекс составляет и ядро неврозов. 3. Психический аппаратПсихоанализ исходит из гипотезы существования некого психического аппарата, как абстрактного конструкта, выполняющего функцию приспособления внутренних потребностей к требованиям внешнего мира, защиты от неприятных чувств, эмоций, мыслей, представлений. Этот психический аппарат имеет структуру: ИД (или Оно в зависимости от языка перевода), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я); и каждая структура имеет свои специфические функции. Структура ИД (ID) состоит из вытесненных и невытесненных примитивных инстинктивных желаний, сексуальных и агрессивных влечений, функционирует в форме рефлексов, постоянной сменой напряжения и расслабления и является полностью бессознательной. ИД как бы с одного края «связано» к телом, поэтому в моменты волнения или страдания мы не просто чувствуем, но нередко ощущаем и телесные проявления, например, боль в животе или в желудке, или в сердце, когда мы волнуемся или переживаем. В этой бессознательной структуре не действует логика и время. ИД не знает ни ценностей, ни добра, ни зла, ни морали — здесь действует принцип удовольствия, то есть желание немедленного избавления от возникшего напряжения. Это напоминает пружину — если приложить внешнее давление (событие, импульс, желание), то можно пружину сжать (внутреннее напряжение), но при любой возможности пружина будет стремится вернуться в исходное состояние покоя (разрядка). ЭГО (EGO) — это наше мышление, восприятие себя и других, внимание; это доступ к нашей двигательной сфере и способность преобразовывать наши мысли, намерения и желания в действия и поступки; это наши органы чувств; это связь с внешним и нашим внутренним миром. Какие-то психические процессы ЭГО осознаются нами, а какие-то — являются бессознательными. Здесь действуют принцип реальности и законы логики; здесь есть время и оно делится на прошлое, настоящее и будущее. СУПЕР-ЭГО (SUPEREGO) «содержит» авторитет родителей, их силу, строгость, склонность надзирать, наказывать, как будто «родители» появились внутри нас и нередко «внутренние родители» оказываются более строгими, чем это можно было бы ожидать от реальных родителей. Эти представления и убеждения и формируют нашу совесть. Здесь также «содержится» ЭГО-идеал, то есть наше представление о себе идеальном, вызывающем только самоуважение, восхищение и любовь. Всё это «содержание» уже становится неотъемлемой частью нас, проводником нашей морали. Нередко, когда мы не удовлетворены собой, когда нам «кажется» что наши поступки не соответствуют совести и идеалам, то наше самообвинение, самокритика порой намного болезненней, чем могла бы быть критика других людей. Работа СУПЕР-ЭГО в какой-то части бессознательна, а какие-то психические процессы осознаются нами. 4. Психическая адаптацияС момента рождения мы пытаемся сохранить наше душевное равновесие, которое постоянно нарушается из-за воздействия внутренних раздражителей — нашими бессознательными влечениями «требующими» немедленного исполнения, и внешних раздражителей -требованиями со стороны окружающего нас мира. Внутренние и внешние раздражители чаще всего являются несовместимыми между собой и так возникает внутренний конфликт. Чтобы справиться с внутренними конфликтами мы, начиная с момента появления на этот свет, «формируем» свойственные только каждому из нас психические защиты. Психические защиты помогают нам приспосабливаться как к внешним так и к внутренним требованиям и находить баланс между исполнением потребностей влечений, требованиями внешнего мира и нашими моральными нормами. 5. Концепция переносаС раннего детства человек вырабатывает модель построения отношений с другими людьми, с учетом своих личных особенностей, семейных и культурных традиций. Иногда случается так, что эта модель из детства продолжает действовать и во взрослой жизни, не делая различий ни на возраст человека, ни на изменения внешних обстоятельств. Отношения, построенные на конфликтных моделях из нашего прошлого часто бывают болезненными и разрушительными. Они могут переноситься на других людей, в том числе и на психоаналитика, хотя мы и не осознаём этого. Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет их «увидеть», пережить и переосмыслить, а «увидев», изменить и научиться строить отношения по более эффективной модели. Эффективность психоанализа
Психоанализ, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий, анализа повторений наших реакций, поведения позволяет сделать доступной для понимания и исследования бессознательное содержание нашей психики, «отвечающее» за наш душевный дискомфорт и страдание. И это помогает не только освободиться от беспокоящих симптомов и проблем, но и научиться понимать скрытые мотивы своих поступков, осознавать связь между своим прошлым и настоящим, по-новому смотреть на любые сложные ситуации и успешно справляться с ними в будущем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|