Основное о психоанализе

Основное о психоанализе

Что такое психоанализ

 
Психоанализ — это один из методов психотерапии, который был разработан австрийским врачом неврологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Выслушивая пациентов, З. Фрейд предположил, что причинами их душевных страданий являются неосознаваемые переживания, и причина их заболеваний имеет психический характер. Фрейд стал не просто выслушивать своих пациентов, он стал поощрять их говорить о своих мыслях, убеждениях, сновидениях, фантазиях, участвуя вместе с пациентом в исследовании его внутреннего мира. Такое скрупулезное, тактичное и бережное исследование постепенно стало приносить свои плоды – открывая эти переживания, пациенту становилось понятной причина и природа его страданий. И такое осознавание приносило облегчение, помогало избавиться от соматических симптомов. Это позволило З.Фрейду предложить новое понимание человеческой психики и ее влияния на поведение и здоровье.За почти полувековой период своей активной научной деятельности и клинической практики, З.Фрейд создал первую развёрнутую теорию личности; обширную систему клинических наблюдений; оригинальный метод лечения невротических расстройств; метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.


Современный психоанализ — это не застывшая, раз созданная классическая теория и терапия, а результат непрерывного развития, исследования и переосмысления теории и методов терапии, адаптация её к реалиям современности. Сегодня психоанализ — это не только и не столько концепции, разработанные Фрейдом. За почти столетнее существование психоанализа появились новые персоны, раздвинувшие границы классического психоанализа, давшие начало новым воззрениям на методы и подходы к исследованию психических процессов, новым течениям, направлениям и школам психоанализа: Р. Столороу, А. Фрейд, М. Кляйн, Ульрих Р. Бион, Х. Кохут, Гарри С. Салливан, Ж. Лакан, Дональд В. Винникотт и многие другие. В результате выстроилась разветвлённая система различных психоаналитических воззрений на методы терапии, подходов и направлений.

В каких бы направлениях не шло дальнейшее развитие психоанализа, его главная цель остается неизменной — дать возможность человеку сделать свою жизнь свободнее от внутренних и внешних конфликтов, любить и жить интересно.

Уникальность психоанализа

 
З.Фрейд заложил фундамент психоанализа. Его основополагающие положения составляют ствол психоанализа, на котором появляются ростки — новые методы, направления и подходы. Разработанные З.Фрейдом фундаментальные положения и делают психоанализ уникальным.

 1. Влияние бессознательных процессов на сознательные процессы в душевной жизни

Мы привыкли думать, что наша психика — это сознание, разум и что волевыми усилиями мы можем контролировать и управлять своим душевным состоянием, своим поведением. Но это не совсем так.
Сознательные процессы, то есть наше рациональное мышление, восприятие себя и внешнего мира, чувства, которые мы ощущаем, составляют лишь небольшую область нашей психической жизни, а большая её часть является недоступной для нашего сознания, бессознательной. Неосознаваемыми для нас являются первичные инстинктивные влечения, представляющие собой влечения к жизни и деструктивные влечения; механизмы защиты, с помощью которых психика справляется с сильными чувствами, эмоциями и состояниями; представления; неосознаваемые фантазии; «забытые» события, а также мысли и представления, которые воспринимались нами как опасными или постыдными, поэтому были вытеснены из сознания. Примерами этого вытесненного материала могут быть травматические события детства, враждебные чувства к сиблингу, как конкуренту в любви матери, или злость на родителей и т.п.  

Бессознательное — это, как бы другая, недоступная нам часть нас самих, которой тоже принадлежат мысли, влечения, представления, желания и аффекты.

Здесь действует «принцип удовольствия», суть которого состоит в том, чтобы избежать неудовольствия, дав выход накопившемуся напряжению путём разрядки. Это стремление избавиться от напряжения всегда активно, всегда «ищет» пути как «заставить нас действовать», чтобы избежать неудовольствия и наше сознательное функционирование «направляется» этими неосознаваемыми стремлениями.
Мы сталкиваемся с этой частью нас в моменты, когда мы вдруг говорим то, что не собирались говорить, а иногда мы даже не помним, что это сказали; когда мы раз за разом повторяем одни и те же действия как будто нас кто-то или что-то заставляет; в переживаниях, кажущихся нам чужеродными, когда, казалось бы безобидное слово другого взрывает нас изнутри, нас как будто накрывает волной злости и мы никак не можем ею управлять. Потом, когда отпускает, мы испытываем неловкость, стыд и не понимаем откуда и почему появились у нас эти сильные чувства. То есть наши поступки и решения, на поверхности кажущиеся следствием волевых решений или спонтанными, предопределены влиянием бессознательных психических сил.

2. В психике нет ничего случайного и опыт первых лет жизни имеет решающее значение в формировании взрослой личности

Любое наше поведение, даже то, которое мы ощущаем, как спонтанное, наши мысли, переживания предопределяются нашими ранними детскими переживаниями, бессознательными фантазиями, представлениями, событиями, нашим опытом первых отношений с другими людьми, в первую очередь с родителями.

Основа личности закладывается в раннем возрасте, примерно до 5 — 6 лет.

С момента рождения младенец развивается не только телесно, но и психически, проходя последовательные этапы психического развития. И это не просто количественное увеличение, а скорее превращение одной формы в другую и опыт прохождения каждого этапа оставляет свой отпечаток в психике ребёнка: формируются свойственные для каждого этапа защитные механизмы совладения с сильными эмоциями, мыслями, стрессовыми ситуациями; способы построения отношений с другими людьми, а также представления о себе и окружающем мире; закладываются индивидуальные черты характера, стереотипы поведения.

Краеугольным камнем психического развития ребёнка является Эдипов комплекс, открытый З.Фрейдом и названный им так по трагедии Софокла «Царь Эдип».

Суть его состоит в том, что ребёнок начинает испытывать бессознательные влечения выражающиеся в чувстве любви к родителю противоположного с ним пола и двойственные чувства (любовь и ненависть) к родителю одного с ним пола. Проживание этого этапа позволяет ребёнку сформировать представление о себе, о своей половой принадлежности. Именно этот этап является источником способности человека устанавливать любовные и дружеские отношения в дальнейшем и источником формирования совести. Эдипов комплекс составляет и ядро неврозов.
Бывает, что в силу индивидуальный особенностей ребёнка или в силу внешних жизненных обстоятельств, происходит фиксация ребёнка на той или иной стадии. Тогда в дальнейшей жизни, при возникновении эмоциональных трудностей, стрессовых ситуаций, человек регрессирует на более раннюю стадию и применяет те же средства и способы защиты от неприятных чувств и состояний, которые использовались им будучи ребёнком.
Как пример: Младенец, когда ему страшно, плохо, плачет и мама берёт его на руки, прижимает к себе, кормит молоком, утешает. Это помогает ребёнку справиться со страхом, злостью, ощущением одиночества и почувствовать себя в безопасности, защищённым, любимым. В этом возрасте младенец не умеет по-другому справляться с сильными чувствами, ему необходима помощь матери. Сильное волнение, тревога может «заставлять» взрослого повторять те же стратегии, только вместо молока — алкоголь, сладкое, любые другие продукты. Но эти стратегии во взрослой жизни уже не дают такого эффекта как в детстве: облегчения не происходит и трудности сами по себе не разрешаются, а наоборот, появляется ещё и неудовлетворённость собой, обвинение себя в слабости, физические недомогания, конфликты с близкими.

3. Психический аппарат

Психоанализ исходит из гипотезы существования некого психического аппарата, как абстрактного конструкта, выполняющего функцию приспособления внутренних потребностей к требованиям внешнего мира, защиты от неприятных чувств, эмоций, мыслей, представлений. Этот психический аппарат имеет структуру: ИД (или Оно в зависимости от языка перевода), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я); и каждая структура имеет свои специфические функции.

Структура ИД (ID) состоит из вытесненных и невытесненных примитивных инстинктивных желаний, сексуальных и агрессивных влечений, функционирует в форме рефлексов, постоянной сменой напряжения и расслабления и является полностью бессознательной. ИД как бы с одного края «связано» к телом, поэтому в моменты волнения или страдания мы не просто чувствуем, но нередко ощущаем и телесные проявления, например, боль в животе или в желудке, или в сердце, когда мы волнуемся или переживаем. В этой бессознательной структуре не действует логика и время. ИД не знает ни ценностей, ни добра, ни зла, ни морали — здесь действует принцип удовольствия, то есть желание немедленного избавления от возникшего напряжения. Это напоминает пружину — если приложить внешнее давление (событие, импульс, желание), то можно пружину сжать (внутреннее напряжение), но при любой возможности пружина будет стремится вернуться в исходное состояние покоя (разрядка).

ЭГО (EGO) — это наше мышление, восприятие себя и других, внимание; это доступ к нашей двигательной сфере и способность преобразовывать наши мысли, намерения и желания в действия и поступки; это наши органы чувств; это связь с внешним и нашим внутренним миром. Какие-то психические процессы ЭГО осознаются нами, а какие-то — являются бессознательными. Здесь действуют принцип реальности и законы логики; здесь есть время и оно делится на прошлое, настоящее и будущее.

СУПЕР-ЭГО (SUPEREGO) «содержит» авторитет родителей, их силу, строгость, склонность надзирать, наказывать, как будто «родители» появились внутри нас и нередко «внутренние родители» оказываются более строгими, чем это можно было бы ожидать от реальных родителей. Эти представления и убеждения и формируют нашу совесть. Здесь также «содержится» ЭГО-идеал, то есть наше представление о себе идеальном, вызывающем только самоуважение, восхищение и любовь. Всё это «содержание» уже становится неотъемлемой частью нас, проводником нашей морали. Нередко, когда мы не удовлетворены собой, когда нам «кажется» что наши поступки не соответствуют совести и идеалам, то наше самообвинение, самокритика порой намного болезненней, чем могла бы быть критика других людей. Работа СУПЕР-ЭГО в какой-то части бессознательна, а какие-то психические процессы осознаются нами.

4. Психическая адаптация

С момента рождения мы пытаемся сохранить наше душевное равновесие, которое постоянно нарушается из-за воздействия внутренних раздражителей — нашими бессознательными влечениями «требующими» немедленного исполнения, и внешних раздражителей -требованиями со стороны окружающего нас мира. Внутренние и внешние раздражители чаще всего являются несовместимыми между собой и так возникает внутренний конфликт. Чтобы справиться с внутренними конфликтами мы, начиная с момента появления на этот свет, «формируем» свойственные только каждому из нас психические защиты. Психические защиты помогают нам приспосабливаться как к внешним так и к внутренним требованиям и находить баланс между исполнением потребностей влечений, требованиями внешнего мира и нашими моральными нормами.
Если ЭГО в целях самосохранения и безопасности «отклоняет» удовлетворение влечений, то мы ощущаем страдание, переживаем сильные неприятные чувства. Если ЭГО «пропускает» удовлетворение влечений, хотя, и преобразуя их до приемлемого для внешнего мира вида, то мы можем испытывать недовольство собой, стыд, самообвинение, так как такой «пропуск» может быть несовместимым для нашей совести и идеалов СУПЕР-ЭГО.  

5. Концепция переноса

С раннего детства человек вырабатывает модель построения отношений с другими людьми, с учетом своих личных особенностей, семейных и культурных традиций. Иногда случается так, что эта модель из детства продолжает действовать и во взрослой жизни, не делая различий ни на возраст человека, ни на изменения внешних обстоятельств.

Отношения, построенные на конфликтных моделях из нашего прошлого часто бывают болезненными и разрушительными.

Они могут переноситься на других людей, в том числе и на психоаналитика, хотя мы и не осознаём этого. Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет их «увидеть», пережить и переосмыслить, а «увидев», изменить и научиться строить отношения по более эффективной модели.

Эффективность психоанализа

 
Сейчас эти фундаментальные положения психоанализа не вызывают столь мощного отторжения, как в начале, когда они были только сформулированы З.Фрейдом.  За почти столетнее существование эти положения психоанализа получили многочисленные эмпирические подтверждения.


Концепции бессознательного, переноса, механизмы защит, амбивалентность аффектов и мотивов, зарождения в детстве многих личностных и социальным проблем и другие фундаментальные положения психоанализа «дали пищу», используются и поддерживаются практически всеми другими видами психотерапии.


Такой, казалось бы, трудоемкий и дорогостоящий метод психотерапии остаётся востребованным, продолжает развиваться и адаптироваться к современным социальным и экономическим условиям.

Психоанализ, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий, анализа повторений наших реакций, поведения позволяет сделать доступной для понимания и исследования бессознательное содержание нашей психики, «отвечающее» за наш душевный дискомфорт и страдание. И это помогает не только освободиться от беспокоящих симптомов и проблем, но и научиться понимать скрытые мотивы своих поступков, осознавать связь между своим прошлым и настоящим, по-новому смотреть на любые сложные ситуации и успешно справляться с ними в будущем.

 



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа
  • Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.
  • Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии и психоанализа
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Супер(интер)визия с помощью группового психоанализа.
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Депрессия, или Техники современного психоанализа тяжелых психических расстройств
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • О вреде ожиданий или как не дать ожиданиям испортить наши отношения с самим собой и другими
  • Желание - основное понятие психоанализа
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • Наше подсознание правит бал нашей жизни. Пример психологии бедности.
  • Отличия психоанализа от транзактного анализа. (Часть 1)
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Метод психоанализа
  • Важность терапевтических отношений: на стыке психоанализа и гештальт-терапии.
  • Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Наше время, наши отношения
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь