Проявление ранней детской депрессии имеет много общего с депрессией у взрослых и школьников. Отличие наблюдается в непостоянстве симптомов и специфичности их проявления у маленьких детей, что делает сложным для родителей распознание и принятие мер для помощи ребёнку.
В отличие от взрослых и школьников, которые при депрессии могут достаточно длительное время проявлять грусть, подавленность, маленькие дети, то демонстрируют грусть и подавленность, то радость и активность, такое непостоянство симптомов способно запутать родителей. Специфичность проявления симптомов депрессии у маленьких детей связана с выражением негативных чувств и переживаний, не через слова, а символически, через игру.
На что обратить внимание родителям ребёнка в возрасте (от 3 до 6 лет):
- ребёнок не получает удовольствия от игры, когда родители наблюдают за ребёнком, они видит отсутствие у ребёнка эмоциональной радости от игровой деятельности. (Иногда этот симптом упускается, тк Родители воспринимают ребёнка, как "маленького взрослого", который все понимает и уже вырос из игры).
- Когда ребёнок играет, рисует, то его сюжеты выражают негативные чувства, переживания, например, в игре что-то рвётся, ломается, разбивается, кто-то умирает. (Когда родители находятся рядом и видят игру или рисунок ребёнка, могут чувствовать тоску, печаль, подавленность).
- Фантазии ребёнка часто связаны со страхами и тревогами, сильная тревога за близких, за свои игрушки, за себя.
- Ребёнок часто испытывает вину ("это я во всем виноват", "все из-за меня произошло")
- Агрессию ребёнок выражает только по направлению к себе, может царапать себя, ударять ("я плохой", "я хочу умереть")
- У ребёнка наблюдаются изменения сна и аппетита
- Изменение активности (иногда ребёнок активный, бодрый, но большую часть времени пассивный, "маленький старичок или старушка". Вот это "иногда" и путает родителей, если "иногда" ребёнок играет и веселится, значит все хорошо? Нет, маленький ребёнок, развивается в игре, и большую часть времени должен быть активен и бодр).
- У мамы ребёнка была/есть депрессия (исследование детей, чьи мамы были в депрессии, показало, что эти дети проявляли больше негативных эмоций, чем позитивных в общении с родителями (Luby, 2006)).
Каждый из этих симптомов, по отдельности, может проявляться и у детей не страдающих депрессией. Эти проявления могут говорить об особенности характера ребёнка, его темпераменте или о реакции ребёнка на какую-то ситуацию. Нужно обратить внимание на интенсивность и длительность проявления. Особенности характера, темперамента, ситуативные реакции имеют разнообразные проявления, а симптомы депрессии одинаково и интенсивно проявляются на протяжении всего времени.
Когда родители наблюдают у ребёнка проявление сразу нескольких симптомов, симптомы сохраняются продолжительное время и мешают ребёнку жить с радостью, активностью, игрой, то это повод искать помощь у психолога или детского психиатра.
Есть исследования подтверждающие, что ранняя детская депрессия оказывает негативное влияние на дальнейшее эмоциональное развитие ребёнка и его когнитивные способности (Statels, Luby, 2006), такая ранняя депрессия, это первый шаг ребёнка к дальнейшей более тяжелой депрессии в школьном или подростковом возрасте.
Именно этот период, до 6 лет, является самым важным и значимым для эмоционально развития ребёнка. Если в этом возрасте наблюдаются симптомы ранней детской депрессии, родителям необходимо вносить изменения в воспитание ребёнка, менять подход в своих эмоциональных реакциях на ребёнка, помогать ребёнку в развитии эмоциональной сферы и в ощущении стабильности.
Маленьким детям, при депрессии, часто не назначают медикаменты, а рекомендуют детско-родительскую терапию. При работе с психологом родители и ребёнок учатся по иному реагировать на знакомые ситуации, встречаться со сложными чувствами, говорить и играть про них. Родители находят другие способы выражения своих тревог, страхов, печалей, которые не затрагивают и не влияют на ребёнка, а ребёнок принимает эти изменения и в его жизни появляется место для радости, активности и игры.
Екатерина Юзьвак
детский юнгианский аналитик