Проблема - это проблема, проблема - это не человек

Если человек когда-либо научился (или его научили, обычно это не без помощи окружающих происходит) унывать при первых же неудачах, испытывать приступы паники, чувствовать себя виноватым за все ошибки, несостыковки и прочая, то точно так же он способен и разучиться это делать. Вплоть до полного недоумения "а почему надо паниковать то сейчас, объясните?"

Это как перестать тренировать одну группу мышц и начать тренировать другую, более уместную в актуальной ситуации. Важно, нащупав "новые мышцы" (или, говоря протокольным языком, пережив эмоционально-коррегирующий опыт), приложить сознательные усилия для их разработки и укрепления.

Будет лукавством, если я скажу, что ничего сложного во всем этом процессе нет, но, на мой взгляд, и ничего несбыточного.

Полноценный ответ на закономерный вопрос "как это сделать?" вряд ли уместится в одну статью, но вот некоторые идеи и инструменты:

1. Отделить проблему от себя

У нарративных терапевтов есть такое высказывание: "Проблема - это проблема, проблема - это не человек". Отделив что-то от себя, мы тем самым способны изменить это что-то или свои отношения с ним.

К сожалению, диагностический язык, которым пользуются не только психиатры, но и психологи, пестрит ярлыками и бирками всевозможных мастей, патологизирующих саму личность человека. Но ответьте мне, если человек начинает думать о себе, как об "обсессивно-компульсивном пациенте пограничного уровня организации психики", это придаст ему веры в выздоровление или, наоборот, окончательно убавит энтузиазм? 

Попробуйте воспринимать проблемы как нечто изначально отдельное от людей, не присущее им.

2. Назвать проблему

Без названия сложно определить границы и как-то отнестись к проблеме. Неназванное кошмарит и запугивает своей неопределенностью. То, что названо - становится менее страшным. Здесь важно, помня о п.1, использовать так называемый экстернализующий язык, то есть говорить не "я паникую", а, например, "паника меня захватила" (ага, как захватила, так и отпустит).

3. Изучить характер проблемы

Задайте себе вопросы: когда проблема сильнее воздействует на меня, а когда слабее? Кто ее союзники и кто враги? Когда она началась и каким образом развивалась во времени? Каковы ее цели и планы на мою жизнь, чего она добивается (иногда случается, что проблема использует цели человека, чтобы понравиться ему, но впоследствии подменяет их своими)?

Как следует исследовав привычки и непривычки проблемы, проще понять ее уязвимые места, появляется азарт к изменению ситуации. Очень часто случается, что проблема исчезает в процессе исследования, просто потому что "охотник" и "добыча" (или, кому больше нравится такая метафора: "исследователь" и "испытуемый") меняются местами.

4. Оценить влияние проблемы

Определите каким образом проблема повлияла на вашу жизнь, что она привнесла в нее и ответьте на вопрос "нравится мне это или нет и почему"? Не спешите с ответом, хотя он и кажется очевидным. Проблемы - хитрые твари и великолепно умеют маскироваться.

Например, если вы считаете, что ваша проблема "эгоизм", в процессе исследования может выяснится, что так называемый "эгоизм" - ваш единственный союзник, потому что помогает заботиться о себе, а проблема - это "зависимость от чужого мнения", которая внушает вам, что вы эгоист.

Очень часто проблема оказывает двоякое действие, с одной стороны помогая, а с другой мешая человеку (классический случай - лень), поэтому в процессе исследования влияния проблем они часто переименовываются и в результате выглядят совсем не так, как в начале. 

5. Искать исключения

Вот здесь начинается все самое интересное и вкусное. Проблемы не обладают абсолютной властью над жизнью людей и периодически они устают, засыпают, забывают о нас. Так же люди всегда оказывают сопротивление проблемам, просто иногда оно становится совсем "подпольным", невидимым и может создастся ощущение, что проблема целиком захватила жизнь человека. Но это не так. Важно отыскать те эпизоды, когда проблема не смогла вмешаться и порушить наши планы, предпочтения и выборы. И на основании этих эпизодов построить новую историю своей жизни.



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О социальной психологии страха и "подшивке" от алкоголизма. Часть 1. Проблема
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Эссе по работе З.Фрейда "Экономическая проблема мазохизма"
  • Лишний вес в контексте культуры: Проблема "плохого" тела.
  • Паническое состояние. "Стыдная проблема" - описание случая.
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • "Выбирай, но осторожно!" Проблема выбора
  • Проблема ответственности (из цикла "Серьезное")
  • "Эники-беники" или проблема выбора
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Почему мне так тяжко?" Или почему нерешаемая проблема тянет вас дальше вниз
  • Это страшное слово "проблема"
  • Техника МАК "Проблема и решение"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь