|
Эмоции и чувстваАвтор статьи: Татьяна Никулина
Мы часто говорим «я чувствую», подразумевая и то, и другое. А между тем, к понятию эмоция лучше подходит глагол «ощущаю». Такие базовые эмоции, как печаль, удивление, радость, отвращение, страх - мы не только сами ощущаем через тело, но и – посмотрите на картинки - мы не ошибемся в прочтении языка тела другого человека. Ощущаем эмоции мы в теле посредством лимбической системы. Лимбическая система – это та часть мозга, которая роднит человека со всеми млекопитающими. Давайте, посмотрим на некоторые из ее функций:
Владельцы домашних животных-млекопитающих найдут все эти функции у своих любимцев. И это об эмоциях. А чувства? Ими управляет кора головного мозга, или неокортекс. Это самая сложная система, нейронные связи которой обеспечивают способность конструировать и реконструировать образы, позволяют визуализировать, представлять будущее или прошлое – то есть, мы имеем способность к воображению. В отличие от других животных, мы способны вспомнить прошлую ситуацию, которая была «там и тогда» и испытать «здесь и сейчас» ту эмоцию, которую испытывали тогда. И также мы можем представить себе будущую возможную ситуацию и ощутить «здесь и сейчас» эмоцию, которая будет соответствовать воображаемой ситуации «там и тогда». Таким образом, эмоции – это то, что мы ощущаем через тело посредством лимбической системы, а чувства – это то, что мы думаем посредством неокортекса об эмоциях, о своих эмоционально наполненных действиях, как прошлых, так и настоящих, и будущих. Мы способны быть диссоциированными от своих эмоций, способны посмотреть на них со стороны. Например, я в данный момент вспоминаю, как я утром на кого-то накричала: я представляю себя ту, утреннюю, с ощущением эмоции злости, а в момент воспоминания «здесь и сейчас» я ощущаю стыд за то, прошлое поведение. Моя связь с телом через эмоции утром была одна - злость, а в момент воспоминания другая - стыд. Сила проявления эмоций зависит от темперамента, а сила и стабильность чувств от нашей способности к мышлению и рефлексии. Связь между лимбической системой и неокортексом существует, но механизм пока еще не изучен до конца. Хирург даже может оперировать неокортекс без наркоза. И если учесть, что, по исследованиям ученых, эволюция неокортекса составляет не более 3 млн. лет, а лимбической системы 50 млн. лет, то мы, вероятно, находимся в самом разгаре создания таких связей. Поэтому мы часто смешиваем понятия эмоции и чувства.
Наши эмоции могут запускать эмоционально окрашенные мысли в неокортексе, но и наши мысли могут повлиять на эмоции, и их ощущение в теле. «Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения». Л.С.Выготский А если эмоции так важны, то зачем их контролировать? И возможно ли их контролировать? Самое лучшее, на что мы способны на данном этапе эволюции – это научиться распознавать свои эмоции, так как они, будучи ориентировочной реакцией срабатывают мгновенно и независимо от наших желаний. Срабатывают так, как будто это наша охранная система, успешно помогающая нам выживать в группах в течение последних 50 млн. лет эволюции. Зачем же ее отключать? А вот уметь распознавать эмоции чрезвычайно важно.
Какова же роль неокортекса? Если эмоция проявляется всегда «здесь и сейчас», то что можно сказать о чувствах:
Тема развития эмоционального интеллекта, как способности распознавать чувства и эмоции, как свои, так и других людей, умения использовать эти знания для своего мышления и действия, стала особенно популярной, начиная со второй половины прошлого века, как инструмент развития человека и его успешного функционирования как в социальной среде, так и в личной жизни. Но, к сожалению, часто эта тема сводится к необходимости контролировать свои эмоции, а не учиться их распознавать и использовать. «Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно». Аристотель --------------------------------------------------------------------------------------------------- И в заключение небольшое упражнение для того, чтобы самостоятельно подумать над прошедшей эмоцией, переработать ее, отрефлексировать, то есть понять, почему она возникла и о чем хотела вам сказать. Например, вы чувствуете себя плохо после проявленной вами эмоции, например, злости или гнева. Сначала выясняем свое скрытое намерение, отвечая себе на вопросы: 1) я вчера в сердцах сказала, сделала (что?) _____________ 2) это потому, что моим намерением в этот момент было (показать, доказать, объяснить; вызвать чувство и т.д.) ___________ 3) если бы это достигло своей цели, то я бы в тот момент (получила, почувствовала и т.д.) ___ 4) а в отдаленной перспективе это бы мне дало ______ 5) и тогда бы я (была, сделала, чувствовала) _________ Разобравшись с намерениями, выясняем возможности, отвечая на вопросы: а) возможно ли это получить от этого человека? б) могу ли я получить то же самое по-другому? От других? За каждой эмоцией прячется намерение, которое не всегда осознается. Как только мы докапываемся до него, то эмоция отпускает или снижает свой заряд. Эмоции в теле, они болят, пока мозг не найдёт ответ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|