Профилактика безнадзорности и беспризорности в образовательных учреждениях

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы образования на формирование у молодежи  медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Безнадзорность, беспризорность — термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01.2001 №1-ФЗ, от 07.07.2003 №111-ФЗ) дает следующие определения: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»

Беспризорного  (или перевоспитанного беспризорного)  нетрудно обнаружить среди других людей.  Его поведение резко отличается от поведения сверстников,  воспитанных в  "тепличных"  условиях.  На беспризорных смотрят в обществе как на "испорченных"  и  "преступных"  детей.  Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий».

Важнейшим       фактором       безнадзорности     несовершеннолетнихявляется условие семейного воспитания

 Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
- наличие в семье безработных;
- низкий уровень благосостояния;
- деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
- нестабильный брак или родители в разводе;
- частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
 - наличие в семье членов с асоциальным поведением;
Важнейшим       фактором       безнадзорности     несовершеннолетних является условие школьного воспитания
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди      причин,   по    которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
- отсутствие интереса к учебе и др.
- неуспеваемость;
- плохое поведение;
- физическое и моральное насилие учителей;
- проблемы со здоровьем;-
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
- «скрытый отсев»;
- неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;
В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей. Взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
 В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
 - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних. 
Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой.   
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи.

Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин .

 Социально - педагогическая профилактика - это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
 Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.
 Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей - организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходимо работать с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.
Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Для эффективности взаимодействия социально-педагогического процесса и социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
 

 Список используемой литературы:
 

 1. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997
.2. Энциклопедический словарь социальной работы / Под. Ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3 т. Том 2. - М., 1993.
 3. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002.
4. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.
 5. Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2003.


6. Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

 

 

 

 

 



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Профилактика возникновения асоциального поведения у несовершеннолетних. Из опыта работы.
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Уважайте чувства ребенка, или Профилактика безнадзорности в подростковой среде
  • Социально-психологическое сопровождение приемной семьи как условие профилактики ненормативных кризисов
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Органы опеки = органы НКВД.
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • «Особенности работы с созависимыми семьями на примере алкогольной семьи»
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Карта социальных контактов как диагностический инструмент в консультировании несовершеннолетних
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Предупреждение суицидальных намерений у несовершеннолетних
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Насилие в среде несовершеннолетних.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Бродяжничество несовершеннолетних: факторы риска, психокоррекция
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних и взрослых.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь