Карта социальных контактов как диагностический инструмент в консультировании несовершеннолетних

Наиболее частыми проблемами у несовершеннолетних являются трудности в общении с окружающими людьми – родителями, учителями, сверстниками. Все социальные связи детей и подростков оказывают влияние друг на друга. И, зачастую, истинная причина кроется не в отношениях с открытой конфронтацией, а в других, косвенных отношениях. Для того, чтобы понять истинные причины трудной жизненной ситуации ребенка, требуется провести анализ сети контактов несовершеннолетнего.

Понятие «сеть контактов» ввел антрополог Джон Барнс,  который в 1950-е годы проводил исследования на норвежском острове Бёмлу, для того, чтобы описать социальные связи между жителями острова, их функции и содержание. Понятие сети социальных контактов включает как людей, так и характер отношений между ними. Вот классическое определение сети социальных контактов, данное Митчеллом – это «типичные отношения в группе некоторых лиц, где стиль контактов несет такие качества, которые, применяя целостный анализ, можно использовать для объяснения поведения этих людей» [3].

В работе с сетью социальных контактов опираются на социально-экологическую теорию Курта Левина. Он утверждал, что на поведение и развитие индивида оказывает влияние его «жизненное пространство». «Жизненное пространство» имеет общие черты с экосистемой и сетью социальных контактов. Эта теория получила дальнейшее развитие и подробный анализ в работах Юрия Бронфенбреннера [2], который попытался дать социальному взаимодействию между индивидом и контекстом центральное место в экологической системе. В трактовке Бронфенбреннера это дает возможность проанализировать бытие ребёнка во всем его многообразии. Анализу подлежат не только сами системы, в которые включён ребёнок, но и то, как эти системы взаимодействуют и влияют друг на друга. Анализ выявляет также связи, оказывающие косвенное воздействие на ребёнка [3].

Таким образом, выделяют [2]: микросистемы, мезосистемы и экзосистемы. В микросистеме (см. рис. 1) внимание концентрируется на отношениях, существующих внутри системы, например семья, школьное окружение и т.п.

Карта социальных контактов как диагностический инструмент в консультировании несовершеннолетних 

Рис. 1. Микросистемы.

Мезосистемы - это межсистемное пространство (см. рис. 2). Хорошо функционирующая мезосистема характеризуется множеством различных контактов между микросистемами, а также отсутствием серьезных конфликтов между ними. Контакты между микросистемами имеют большое значение для состояния психического здоровья.

 

Рис. 2. Мезосистемы.

Экзосистемы – это системы, в которые дети не входят сами, но которые косвенно влияют на ребенка (см. рис. 3). Конфликты на рабочем месте отца оказывают влияние на внутреннюю жизнь семьи, и, таким образом, имеют значение для ребенка, несмотря на то, что ребенок, может быть, никогда и не был у папы на работе. Сокращения в системе управления школьным образованием влияют на работу учителей, и таким образом, и на детей.

 

Рис. 3. Экзосистемы.

Когда мы беседуем с человеком о его жизненной ситуации, он обычно начинает с того, что ему кажется наиболее проблематичным в данную минуту. Но большое влияние на подростка оказывают и отношения окружающих его людей (отношения с родителями, с друзьями, с учителями и все взаимосвязи этих групп людей между собой). Весь этот клубок связей растёт и становится всё более запутанным. Один вопрос тянет за собой другой. Консультант должен найти метод, позволяющий упорядочить и обозреть всю ту информацию, которую он получает. Отличным подспорьем для терапевта и подростка может стать описание ребенком своей жизненной ситуации, социального окружения с помощью сетевой карты, которая может выглядеть следующим образом (см. рис. 4):

 

Рис. 4. Сетевая карта.

 Рассмотрим содержание секторов. Под семьёй имеются в виду все, проживающие под одной крышей. Это могут быть мать, отец, братья и сестры, бабушка по линии матери. Если некоторые из детей переехали жить в другое место, то они больше не считаются совместно проживающими членами семьи, а относятся к родственникам. Родственники – все родственники по линии матери и по линии отца, а также все, кто состоит с ними в браке. Если разведённые родители заключили новые браки, то ближайших родственников у ребёнка стало четверо. Работа, школа, детский сад. Их роль часто недооценивается в терапевтическом контексте, хотя часто человек проводит на работе, в школе или детском саду почти столько же времени, сколько и дома. Этот сектор наряду с сектором семьи составляет повседневную основу нашей жизни. Именно в этих двух микросистемах мы находимся ежедневно. Административные инстанции. Специалисты центров и организаций, с которыми взаимодействуют члены семьи (социальные работники, психологи, чиновники, и т.п.).

 Составление сетевой карты проводится в несколько этапов. Клиенту дается следующая инструкция:

1. Изобразите всех значимых для вас людей.

2. Дистанция. Разместите их на карте социальных связей (сетевой карте) по отношению к себе. Вы - в середине. Тех, кто Вам наиболее близок, расположите ближе к себе, других - дальше от себя. Не  забудьте также значимых людей, с которыми Вы в конфликте.

3. Соединения. Соедините тех, кто знаком друг с другом, прямыми линиями. Это показывает связи между людьми. Изображение всех связей может оказаться сложной, задачей, поэтому укажите наиболее важные. Например, соединения между разными системами или лицами, находящиеся в конфликте друг с другом. Конфликт обозначаем -------. Если конфликт обостряется настолько, что контакт прерывается, то мы называем это разрывом. Разрыв мы обозначаем ---|  |---. Того, кто в середине, соединять линиями ни с кем не надо, так как все знакомы с этим человеком.

4. Люди: мужчины обозначаются треугольником, а женщины - кругом

Символические лица (например, "идолы", образцы для подражания) обозначаются треугольником (мужчины), или кругом (женщины) с лучами. Умершие (относятся к символическим лицам) обозначаются треугольником (мужчины), или кругом (женщины) с крестом внутри. Животные обозначаются прямоугольником.

5. Знак оценки. Вы можете обозначить минусом  значимых людей, отношения с которыми у вас негативны. Плюсом тех, кто вам нравится; знаком «плюс-минус» - по отношению к которым вы амбивалентны, то есть, нет ни яркой симпатии, ни антипатии, но они для вас значимы.

6. Движение: сетевая карта - это сиюминутное представление того, как выглядит моя сеть в данный момент, но она непрерывно меняется. Эту динамику можно обозначить стрелками:

Приближающийся к Вам человек изображается стрелкой вправо, отдаляющийся от Вас человек отображается стрелкой влево.

Клиент, по возможности, самостоятельно составляет свою сетевую карту. Иногда клиенты просят терапевта изобразить на карте названных ими людей и отношения между ними.

Считается, что те, кого изображают в верхней части карты - семья и родственники - определяют стабильность, т.к. эти связи являются наиболее тесными и близкими. Работа, школа, детский сад, друзья, соседи, кружки и даже административные органы присутствуют в нашей жизни в определенные периоды, но не все время. Школьники шаг за шагом все больше взаимодействуют с окружающей действительностью, и постепенно в нижней части их сетевой карты появляются новые люди. Бунт подростков и их потребность в изменениях отчетливо видна на сетевой карте. Сектор друзей переполнен, в то время как родители и друзья сдвигаются на периферию. Как правило, подростки с проблемами адаптации указывают, что у них мало друзей, и их сетевые карты напоминают карты детей младшего возраста.

Далее анализу подвергается дистанция расположения значимых лиц. Человек, развивая самостоятельность, все время устанавливает дистанцию по отношению к окружающим. Когда мама рисует своего годовалого сына близко к себе, то это является способом описать симбиоз, адекватный возрасту. Если же мальчику 15 лет, а мама по-прежнему не проводит четких границ на карте, то тогда следует задать некоторые вопросы.

То, как выглядят соединения (связи) в сети контактов показывает нам, насколько хорошо различные части сети (микросистемы) связаны друг с другом. Согласно исследованиям по сетевой работе, именно соединительные линии между различными частями сети контактов являются решающим фактором в процессе адаптации в школе. М.Пэттисон [3] описывает сеть контактов с небольшим количеством связей между частями как сеть, подверженную сильно выраженным невротическим явлениям. Сетевая карта со многими разрывами и конфликтами показывает кризис, который перерастает в постоянный. Также на карте может быть нексус – это человек, знающий наибольшее количество людей, разных групп, микросистем в окружении составителя карты. Нексус - это тот человек, который начнет бить тревогу в случае возникновения проблем. Потеря нексуса увеличивает незащищенность человека в трудных жизненных ситуациях. Символические лица - это разные важные для человека люди, которые могут присутствовать на сетевой карте. Часто их уже нет в живых, но это могут быть и кумиры (часто у подростков). Движение обозначается на сетевой карте стрелками по направлению к тому или от того, кто рисует карту. При составлении новых карт могут быть видны изменения. Разные карты также показывают, кто стал ближе, а кто, наоборот, отдалился.

ДРУГИЕ ТИПЫ СЕТЕВЫХ КАРТ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

    Историческая карта составляется для того, чтобы узнать каким было окружение человека раньше, с целью мобилизации. Этот способ позволяет взглянуть на истоки трудной жизненной ситуации. Ведь ситуация, из которой сейчас трудно найти выход, возможно, не всегда была таковой.Карта желаемого. Рисуя ее, клиент отвечает на вопросы: Каких перемен я хочу от жизни? Могу ли я представить, каким будет мое окружение в этом случае? К чему я стремлюсь? Таким образом, происходит активизация ресурсов клиента.Географическая карта. К этой карте обращаются после составления карты сети социальных связей.  Она отвечает на вопрос о доступности людей. Где живут значимые люди? Находятся ли ни в пуделях досягаемости, чтобы прийти па помощь и оказать поддержку? В неё заносятся люди из субъективной карты на основе объективного географического расстояния.Биографическая карта. Биографическая карта - это карта, с помощью которой можно уловить изменения, произошедшие на протяжении определенного времени в сети социальных контактов человека.Гипотетическая карта. Человек составляет сетевую карту другого человека. Составление сети контактов своего клиента является хорошим исходным пунктом для продолжения терапевтической работы.

Таким образом, использование карты социальных контактов в консультировании позволяет проанализировать ближайшее окружение несовершеннолетнего, выявить значимых для него людей, отношения к ним, а также позволяют увидеть те связи и отношения, которые могут оказывать косвенное влияние на развитие конфликтной ситуации. Сетевые карты являются удобным диагностическим инструментом в ситуациях семейных и межличностных конфликтов, дезадаптации и трудных жизненных ситуаций. Терапевтический эффект может быть достигнут в процессе обсуждения с несовершеннолетним составленной им карты, тем самым актуализируя его переживания, а также в процессе составления других видов сетевых карт (карты желаемого, биографической, географической и др).

Список литературы

  1. Бейтсон Г. Экология разума Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М., 2000.
  2. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. – М., 1976.
  3. Сеть социальных контактов: мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации / ред. Наталия Власова, Бритта Хольмберг, Наталия Снурникова. – М., 2005.


Просмотров: 624
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек-Улитка: об особенностях шизоидного избегания контактов.
  • Почему (после психотерапии) может пропасть желание поддерживать множество контактов?
  • Психологические карты: карта счастья
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Бесплатный вебинар. Мужчина и женщина - язык контактов. Все секреты от психолога-сексолога из Москвы.
  • КАРТЫ ОТНОШЕНИЙ "Между нами" (психологическое упражнение)
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • О вреде «дикого психоанализа» между супругами, друзьями и в социальных сетях
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Детские страхи и их влияние на взрослую жизнь. Метафорические карты в работе со страхами.
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • В игре удача зависит от того, как как карта ляжет, в жизни – как карма
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Две карты МАК о ваших отношениях с Васей/Мойшей/Абдулой, иже с ними Будулаем!
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Карты Таро обучение для начинающих: о чем говорят перевернутые карты Таро
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Метафорические карты расклад на отношения. Ситуация, решение, результат
  • Как можно прояснить запрос с помощью одной карты МАК?
  • Специалисты, работающие с душой человека: в чем между ними отличия?
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Как метафорические карты могут сделать психолога успешным
  • Как метафорические карты могут помочь сделать выбор
  • Зависимость от социальных сетей. Ее влияние на психику наших детей.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь