Побеги из дома могут начаться с дошкольного возраста, во время начального обучения в школе, наиболее критический возраст - 10-13 лет. Опасность ухода из дома несовершеннолетних чревата "включением в современную преступность. На первый план выходят преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, разбои. Высока доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков" [1, с. 3].
При этом "современная психиатрия включает уходы и бродяжничество в диагностические критерии расстройств поведения F91 МКБ - 10 без указания нозологической принадлежности и особенностей их формирования" [4, с. 4].
К факторам риска ухода из дома относят:
1) биологические факторы - агрессивный и возбудимый характер у матери, пубертатный возраст;
2) социальные факторы - депривационные жизненные ситуаций, включающие плохие материально-бытовые условия проживания; не работающие родители; воспитание по типу безнадзорности; конфликтные отношения в семье; длительное пребывание в асоциальной семье и позднее помещение ребенка в государственное учреждение.; непосещение детских дошкольных образовательных учреждений; школьная дезадаптация за счет несвоевременного начала обучения, отсутствия мотивации к учебе, систематические пропуски занятий;
3) конституционально-психологические особенности - неустойчивые черты характера с выраженной общительностью, импульсивностью, высокой поисковой активностью, эмоциональной и мотивационной неустойчивостью;
4) нарушения психологического развития - задержка развития на первом году жизни; в дошкольном возрасте - нарушения сна, двигательное беспокойство, эмоциональная лабильность, наличие аффективных вспышек и агрессивности;
5) закрепление инфантильных форм поведения - несформированность эмоционально-волевой регуляции, отсутствие адекватных представлений о себе, заниженный уровень самооценки, отсутствие ориентации на будущее [2, с. 12];
6) диссоциальные поступки - склонность ко лжи, к разрушениям, поджогам, правонарушениям, сексуальным посягательствам [4, с. 9].
При психокоррекционной работе с подростком необходимо учитывать побудительные причины для занятия бродяжничеством:
- Слабая успеваемость в школе, которую родители пытаются улучшить, фрустрируя подростка, лишая его прогулок, возможности общения с референтными для него лицами, участия в подвижных играх. Такая зависимость может обусловить принуждение к соучастию в преступлении, насилие и унижение. Психокоррекционная работа проводится, в первую очередь, с родителями подростка.
- Повышенная активность подростка. В данном случае бродяжничество дает возможности реализации такой активности. Этот вид зависимости может быть исправлен при помощи создания подростку условий для самореализации в положительных сферах деятельности, например, в спорте.
- Ответная реакция на физические наказания родителями – оппозиция по отношении к ним. Здесь самое важное профилактическое мероприятие – восстановление духовных связей с семьей. Задачей коррекции будет устранить все, что вредно отражается на нервно-психическом здоровье ребенка."Подросткам, склонным к бродяжничеству, следует формировать чувство уверенности и успеха, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности на содержательное осмысление деятельности и конкретное её планирование" [3, с. 17].
- Многие девочки убегают из дома после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить ее от этого. Психокоррекционная работа в данном случае заключается в изоляции насильника, психологической помощи жертве насилия. О том, что ребенок подвергается сексуальному насилию - статья https://www.psyoffice.ru/article/71385/
- Неблагополучная семья, в которой родители пьют, не работают, а также занимают неправильную педагогическую позицию – авторитарный стиль воспитания, при котором излишний контроль со стороны родителей вызывает у подростка необходимость эмоциональной разрядки. Профилактическая работа проводится с родителями правоохранительными органами, рассматривается.
Список литературы:
- Альтудов А.Ю. Бродяжничество и преступность несовершеннолетних: криминологические взаимосвязи и последствия: автореф. дис. к. юр. н.М., 2010.
- Фарафутдинова Т.Ф. Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг: автореф. дис. к. псих. н. Ярославль, 2007.
- Чехова Е.А. Личностные характеристики подростков со склонностью к бродяжничеству и коррекционно-развивающая работа с ними: автореф. дис. к. псих. н. Краснодар, 2009.
- Чижова Т.Н. Факторы риска уходов и бродяжничества у детей при социализированном расстройстве поведения: автореф. дис. к. мед. н. М., 2012.
Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!
Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо», оставляйте свои отзывы.