Бродяжничество несовершеннолетних: факторы риска, психокоррекция

Побеги из дома могут начаться с дошкольного возраста, во время начального обучения в школе, наиболее критический возраст - 10-13 лет. Опасность ухода из дома несовершеннолетних чревата "включением в современную преступность. На первый план выходят преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, разбои. Высока доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков" [1, с. 3].
При этом "современная психиатрия включает уходы и бродяжничество в диагностические критерии расстройств поведения F91 МКБ - 10 без указания нозологической принадлежности и особенностей их формирования" [4, с. 4]. 

К факторам риска ухода из дома относят:

1) биологические факторы - агрессивный и возбудимый характер у матери, пубертатный возраст;

2) социальные факторы - депривационные жизненные ситуаций, включающие плохие материально-бытовые условия проживания; не работающие родители; воспитание по типу безнадзорности; конфликтные отношения в семье; длительное пребывание в асоциальной семье и позднее помещение ребенка в государственное учреждение.; непосещение детских дошкольных образовательных учреждений; школьная дезадаптация за счет несвоевременного начала обучения, отсутствия мотивации к учебе, систематические пропуски занятий;

3) конституционально-психологические особенности - неустойчивые черты характера с выраженной общительностью, импульсивностью, высокой поисковой активностью, эмоциональной и мотивационной неустойчивостью;

4) нарушения психологического развития - задержка развития на первом году жизни; в дошкольном возрасте - нарушения сна, двигательное беспокойство, эмоциональная лабильность, наличие аффективных вспышек и агрессивности;

5) закрепление инфантильных форм поведения - несформированность эмоционально-волевой регуляции, отсутствие адекватных представлений о себе, заниженный уровень самооценки, отсутствие ориентации на будущее [2, с. 12];

6) диссоциальные поступки - склонность ко лжи, к разрушениям, поджогам, правонарушениям, сексуальным посягательствам [4, с. 9]. 

Бродяжничество несовершеннолетних факторы риска психокоррекция

При психокоррекционной работе с подростком необходимо учитывать побудительные причины для занятия бродяжничеством:

  1. Слабая успеваемость в школе, которую родители пытаются улучшить, фрустрируя подростка, лишая его прогулок, возможности общения с референтными для него лицами, участия в подвижных играх. Такая зависимость может обусловить принуждение к соучастию в преступлении, насилие и унижение. Психокоррекционная работа проводится, в первую очередь, с родителями подростка.
  2. Повышенная активность подростка. В данном случае бродяжничество дает возможности реализации такой активности. Этот вид зависимости может быть исправлен при помощи создания подростку условий для самореализации в положительных  сферах  деятельности,  например, в спорте.
  3. Ответная реакция на физические наказания родителями – оппозиция по отношении к ним. Здесь самое важное профилактическое мероприятие – восстановление духовных связей с семьей. Задачей коррекции будет устранить все, что  вредно  отражается  на  нервно-психическом  здоровье ребенка."Подросткам, склонным к бродяжничеству, следует формировать чувство уверенности и успеха, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности на содержательное осмысление деятельности и конкретное её планирование" [3, с. 17]. 
  4. Многие девочки убегают из дома после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить ее от этого. Психокоррекционная работа в данном случае заключается в изоляции насильника, психологической помощи жертве насилия. О том, что ребенок подвергается сексуальному насилию - статья https://www.psyoffice.ru/article/71385/
  5. Неблагополучная семья, в которой родители пьют, не работают, а также занимают неправильную педагогическую позицию – авторитарный стиль воспитания, при котором излишний контроль со стороны родителей вызывает у подростка необходимость эмоциональной разрядки. Профилактическая работа проводится с родителями правоохранительными органами, рассматривается.

Список литературы:

  1. Альтудов А.Ю. Бродяжничество и преступность несовершеннолетних: криминологические взаимосвязи и последствия: автореф. дис. к. юр. н.М., 2010.
  2. Фарафутдинова Т.Ф. Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг: автореф. дис. к. псих. н. Ярославль, 2007.
  3. Чехова Е.А. Личностные характеристики подростков со склонностью к бродяжничеству и коррекционно-развивающая работа с ними: автореф. дис. к. псих. н. Краснодар, 2009.
  4. Чижова Т.Н. Факторы риска уходов и бродяжничества у детей при социализированном расстройстве поведения: автореф. дис. к. мед. н. М., 2012.

 Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Факторы риска в школе и дома.
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Факторы "успеха" и "риска" предбрачных отношений.
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Дезадаптационные нарушения у сотрудников МЧС как факторы риска в кризисной ситуации.
  • Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка.
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Выход из замкнутого круга паники: факторы «против» (6-я статья из серии "Паника")
  • Бродяжничество: социальные и психологические причины
  • Работа с психологом и чтение литературы - в чем отличие? О возможности "лечения книгами".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Как распознать наличие риска суицида у подростка и что с этим делать?
  • Интернет зависимость. Внутренние и внешние факторы риска.
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Классификация и факторы развития зависимого поведения
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • Побеги подростков из дома: причины и профилактика
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • "Стратегия жизни" Работа с девиантными проявлениями подростков.
  • А все ли болезни от "нервов"? Психологические факторы физического здоровья.
  • Дома я Баба-Яга, а здесь я "Чао, Белла"!
  • Факторы риска в депрессии ч.2
  • Факторы риска в депрессии ч.3
  • Факторы риска депрессии ч.1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь