|
"Стратегия жизни" Работа с девиантными проявлениями подростков.Автор статьи: Елена Приймак
Девиантное поведение, отклоняющееся поведение от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Психологические особенности педагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом, особенностями их жизни и воспитания. Субъективной, психологической основой неправильного или отклоняющегося проведения, являются, прежде всего, недостатки нравственно - волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек должен знать требования морали, уметь их выполнять, и обладать такими чертами характера, которые обеспечат целеустремленное решение задач нравственного поведения и преодоление нередких в жизни трудных ситуаций. Здесь я опять возвращаюсь к основной своей концепции психологической практики, на которой строю свои стратегии взаимодействия с клиентом, ценностно-смысловые ориентации личности. Психологическая основа ценностно-смысловой сферы - направленность личности: потребности, мотивы, интересы, цели, идеалы, убеждения, мировоззрения. Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, подростки переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Поэтому приступая к работе с «трудным» подростком надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений. Почему "стратегия жизни"? - да потому, что необходимо понять и разобраться с жизненными установками, стратегиями и ориентациями личности, осознать и увидеть запускающие механизмы того, или иного поведения, а дальше выбрать наиболее конструктивный и безопасный паттерн,который будет только улучшать качество жизни, остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств. Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, пока есть отрицательные свойства, они будут порождать бесчисленное количество вариантов неправильного поведения. Бороться надо не со следствием, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру, к чувствам! хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрицательные проявления, и мы их не отрицаем. Основной задачей коррекции девиантного поведения будет анализ деструктивных поведений и формирование конструктивных поведенческих реакций. Одно из моих любимых, и легко воспринимаемых подростком, упражнение "Совладание" (Н.В.Буравцева "Ассоциативные карты в психологии деструктивных проявлений". Здесь можно использовать наборы карт сюжетные и портретные. "Предлагаем вспомнить (записать) 3-5 ситуаций, в которых переживался сильный гнев, злость, ярость, вызвавшие деструктивную реакцию. На каждую ситуацию предлагаем осознанно выбрать по одной карте, объяснить их значение и постараться определить, в чём для него заключается смысл каждой ситуации (активируем карту): о чём карта? как она отражает ситуацию? в чём заключается смысл этой ситуации? что в ней вызвало такие (злость, ярость...) ваши чувства? что вы демонстрировали своим поведением? что хотели удовлетворить? что можно считать позитивной стороной такого переживания? какую потребность это переживание помогает удовлетворить? Когда проанализированы все карты, предлагаем объединить их в общую картину (коллаж), описать её, дать общее название и сформулировать новый общий смысл: что за картина? каков её настрой? какой её общий смысл? какое название ей можно дать? какое отношение окружающих это вызывает? к каким последствиям (запретам и ограничениям) это может привести? какие жизненные трудности и разочарования с ней связаны? как можно достичь желаемого (удовлетворить эти потребности), используя позитивную энергию эмоций? какие новые возможности открывает перед вами способность совладать со своими эмоциями? какие позволяет проявлять новые качества?" В этом упражнении важно помочь определить, какие возможности видит для себя в создавшейся (или периодически повторяющейся) деструктивной ситуации. Следующие этапы работы необходимо направить на развитие ресурсных состояний и формирование навыков разрешения конфликта. Например, предложить выбрать карту-портрет - образ человека, способного совладать с собственными эмоциями и активировать её. Закончить статью, хотела бы, простым определением, которое, как нельзя точно, подведёт итог данной публикации: "Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам" Спасибо за интерес, и желаю каждому из вас, коллеги, получать удовлетворение от своей работы во всех смыслах её проявления! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|