"Стратегия жизни" Работа с девиантными проявлениями подростков.

Автор статьи: Елена Приймак

      Девиантное поведение, отклоняющееся поведение от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных  норм.  Психологические особенности педагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом, особенностями их жизни и воспитания. Субъективной, психологической основой неправильного или отклоняющегося проведения, являются, прежде всего, недостатки нравственно - волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек должен знать требования морали, уметь их выполнять, и обладать такими чертами характера, которые обеспечат целеустремленное решение задач нравственного поведения и преодоление нередких в жизни трудных ситуаций.               Здесь я опять возвращаюсь к основной своей концепции психологической практики, на которой строю свои стратегии взаимодействия с клиентом, ценностно-смысловые ориентации личности. Психологическая основа ценностно-смысловой сферы - направленность личности: потребности, мотивы, интересы, цели, идеалы, убеждения, мировоззрения.  Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, подростки переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Поэтому приступая к работе с «трудным» подростком надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений.                                                                                                                                Почему "стратегия жизни"? - да потому, что необходимо понять и разобраться с жизненными установками, стратегиями и ориентациями личности, осознать и увидеть запускающие механизмы того, или иного поведения, а дальше  выбрать наиболее конструктивный и безопасный паттерн,который будет только улучшать качество жизни, остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, пока есть отрицательные свойства, они будут порождать бесчисленное количество вариантов неправильного поведения. Бороться надо не со следствием, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру, к чувствам!  хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрицательные проявления, и мы их не отрицаем.                                                                                                                     Основной задачей коррекции девиантного поведения будет анализ деструктивных поведений и формирование конструктивных поведенческих реакций.                                                                                                                                         Одно из моих любимых, и легко воспринимаемых подростком, упражнение "Совладание" (Н.В.Буравцева "Ассоциативные карты в психологии деструктивных проявлений". Здесь можно использовать наборы карт сюжетные и портретные.                   "Предлагаем вспомнить (записать) 3-5 ситуаций, в которых переживался сильный гнев, злость, ярость, вызвавшие деструктивную реакцию. На каждую ситуацию предлагаем осознанно выбрать по одной карте, объяснить их значение и постараться определить, в чём для него заключается смысл каждой ситуации (активируем карту): о чём карта? как она отражает ситуацию? в чём заключается смысл этой ситуации? что в ней вызвало такие (злость, ярость...) ваши чувства? что вы демонстрировали своим поведением? что хотели удовлетворить? что можно считать позитивной стороной такого переживания? какую потребность это переживание помогает удовлетворить? Когда проанализированы все карты, предлагаем объединить их в общую картину (коллаж), описать её, дать общее название и сформулировать новый общий смысл: что за картина? каков её настрой? какой её общий смысл? какое название ей можно дать? какое отношение окружающих это вызывает? к каким последствиям (запретам и ограничениям) это может привести? какие жизненные трудности и разочарования с ней связаны? как можно достичь желаемого (удовлетворить эти потребности), используя позитивную энергию эмоций? какие новые возможности открывает перед вами способность совладать со своими эмоциями? какие позволяет проявлять новые качества?"                   В этом упражнении важно помочь определить, какие возможности видит для себя в создавшейся (или периодически повторяющейся) деструктивной ситуации. Следующие этапы работы необходимо направить на развитие ресурсных состояний и формирование навыков разрешения конфликта. Например, предложить выбрать карту-портрет - образ человека, способного совладать с собственными эмоциями и активировать её.                                                                              Закончить статью, хотела бы, простым определением, которое, как нельзя  точно,  подведёт итог данной публикации: "Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам"                                                                                                                Спасибо за интерес, и желаю каждому из вас, коллеги,  получать удовлетворение от своей работы во всех смыслах её проявления!                                 



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Регулирование мужской модели поведения. "Вам всем одно и тоже надо"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнение "Стратегия поведения"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Часть 2. Профессия "Консультант по быстрому решению проблемного поведения подростков"
  • Запись вебинара "Как изменить отношение к жизни"
  • "Невидимая сеть". Сказка и упражнение, которое открывает новые возможности.
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • "Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней" (за 5-10 минут)
  • "Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!"
  • В чем смысл жизни?) Упражнение "Сердечный отклик"
  • Сделай "козырной" карту своей жизни, техника.
  • " Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • #Здоровая_психосоматика. "Бедная овечка" или "овца" - мое к тебе отношение
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • "Ответы академика - 2": о любви, о созависимом поведения, о психике и не только…
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • Упражнение "Смысл жизни"
  • "Тестостероновый" и "эстрогеновый" тип поведения
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь