Понятие субъект труда

Понятие субъект труда

В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала.

Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности:

  • целей
  • систем действий
  • внешних и внутренних средств
  • условий
  • индивидуального стиля

Объект здесь - “приемник” воздействий (если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект - их инициатор в системе “субъект - объект”.

Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности, поэтому каждый человек:

-стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности;

-различными способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям;

-работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему “почерк” - индивидуальный стиль.

По мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » .

 

В контексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировки человека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъекта труда, является формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков.

Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия - вербальные и невербальные).

Евгений Александрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развития человека как субъекта труда:

-формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции)”.

-формирование индивидуального стиля деятельности (совершенствование знаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понятие субъект труда - как фундаментальная категория психологии.
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Технология супервизии в системе труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
  • Человеческое топливо или фактор утомления в психологии труда
  • Если рынок труда стоит..
  • Мотивация труда
  • Новости рынка труда
  • Без труда рыбку из пруда, что?
  • Выпускник на рынке труда
  • Сколько вы на самом деле «стоите»? Как поднять свою стоимость на рынке труда
  • Режим труда и отдыха. Пропорция 8/8/8
  • Упражнение для мучеников умственного труда
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда?
  • Товарный фетишизм или проекция труда
  • Клиентовредительство или ударники бесплатного труда
  • Самоорганизация и дисциплина труда для фрилансера
  • Какова сейчас ситуация на рынке труда?
  • Человеческий фактор в культуре безопасности труда
  • Конкуренция. Стратегии продвижения на рынке труда.
  • Кем стать? Интервью о трендах рынка труда и т.д....
  • Оплата труда как мотивация сотрудников на успешную работу.
  • Правда об обещаниях президента повысить производительность труда
  • Ценность материнского труда: подсчет стоимости в рублях
  • Что будет с рынком труда спустя десятилетие? Как сохранить свой доход и свое рабочее место
  • Уроки жизни в средней общеобразовательной школе. Урок 3. Подростковые бунты и уроки труда.
  • Про деньги, фразу "не за что" и обесценивание собственного труда.
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Формирование человека в семейной системе
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь