Не так давно у меня появилось психологическое пояснение товарного фетишизма, который вывел К. Маркс. Он был философом, социологом, экономистом, политологом, но не психологом. Однако именно товарный фетишизм "попахивает" психологизмом, который разъяснялся Марксом через его экономическую теорию и через общественные отношения. Вот я и решил посмотреть на то, почему такое может происходить с точки зрения психологии.
Немного повторим, что такое труд и стоимость по Марксу. Труд - это ""трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.". Так как меновая стоимость исчисляется количественно, а не качественно, то труд, который определяет стоимость товара, Маркс предлагает рассматривать в количественно, чтобы определить меновую стоимость товара. Так как потребительная будет от качества труда и от качества продукта. Но при обмене люди смотрят, на количество, сколько количества, например, рублей это стоит. "Однородность различных видов человеческого труда приобретает вещную форму одинакового для всех продуктов труда качества - стоимости; измерение затрат человеческой рабочей силы их продолжительностью получает форму величины стоимости продуктов труда..." Количество труда измеряется во времени затраченного на производство вещи, что и определяет стоимость товара.
А теперь давайте посмотрим, почему я назвал товарный фетишизм проекцией труда. "...таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещной характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы..." Здесь Маркс практически буквально говорит, что человек видит в товарах свой труд, он отражается как в зеркале. То есть человек, затративший свой труд может его переживания и затраты проецировать на любой продукт труда и также давать ему стоимость своего труда, которое он бы потратил на этот предмет. На практике человек прямым образом через деньги тратить на покупаемые товары свой труд. Так как деньги прообраз оценки его труда. И на самом деле присущие не от природы характеристики вещи, а от человеческого труда. Но воспринимает это человек как данность, как природу товара.
"Между тем товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеют решительно ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из нее отношениями вещей. Это - лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношений вещами". Можно и так сказать, что ценность человека, которая состоит в его труде, переходит в вещь, которую он произвел. И в любой другой вещи произведенной другим человеком, он чувствует свой труд. Однако это чувство остается на уровне подсознания. Сознательно человек придает самой вещи ценность, как части себя, своего Эго, так как труд - это проявление его личности. Так и увеличенные запасы богатств тоже являются искусственным расширением своего эго, то есть его распространение и закладывание во что-либо.
Еще К. Г. Юнг писал, что религиозный фетишизм - это проекция внутренних архетипов человека. "Разумеется, эта проекция психического устанавливает связи между людьми, а также между людьми, животными и вещами, которые кажутся совершенно непостижимыми. Один белый охотник застрелил крокодила. Сразу после этого из соседней деревни прибежало множество людей; крайне возбужденные, они требовали компенсации за нанесенный ущерб." - К. Г. Юнг "Проблемы души нашего времени". Юнг говорит, что человек проецирует свою психику, на любые объекты, которые его окружают, чтобы сделать их как бы тоже понимаемыми, осознаваемыми и познаваемыми. Тут приводится просто замечательный пример показывающий гениальность марксистской экономической теории. Юнг исследовал родоплеменное общество, в которых была общая собственность и отсутствие денег в том понимании, которое мы знаем. Однако убив их проецированный объект все пришли за его компенсацией. То есть был убит крокодил, на которого они проецировали свое "Я". И это для них теперь несет определенную ценность. Это как убийство части себя. Тоже самое и с товаром, - он является объектом проекции человеческой психики. Более того, он гораздо сильнее, чем религиозная проекция. Так как в нем заложен объективный, измеряемый и ощущаемый труд. Вот и получается, что в капиталистическом мире можно примерно озвучить стоимость так: стоит столько сколько в нем есть "Я".
Подобное и Маркс пишет: "...в туманные области религиозного мира. Здесь продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда...". Вот и получается, что на сегодняшний день мы все поклоняемся товарам и одному единственному богу - деньгам. Так как в бумажке нет ничего, кроме проекции собственного труда. "Производителям общественные отношения их частных работ кажутся именно тем, что они представляют на самом деле, то есть не непосредственно общественными отношениям самих лиц в их труде, а напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей". Но человек не осознает, что у него происходит проекция труда на производимые им вещи: "Они не осознают этого, но они это делают... у стоимости не написано на лбу, что она такое".
Что нам дает понять данная теория на практике? 1) Интерпретировать прошлое развитие психики, истории, экономики и так далее. 2) Осознавать настоящее. 3) прогнозировать будущее развитие человека и общества.
1) Прошлое. На сегодняшний день стоимость любого товара меньше, чем это было 100 лет назад и тем более 200, 500 лет назад. Так как в одном и том же предмете в разное историческое время заложено разное количество труда, то и разная стоимость, произведенной вещи. Например, средневековый оружейный топор или меч стоили примерно столько, сколько сейчас стоит машина или хорошая снайперская винтовка. Да, качество разное и кажется, что современные предметы будут дороже, но это не так. Качество или потребительная стоимость не определяет меновой стоимости, которая выражается в цене денег. Сейчас же при высоком уровне производительных сил уменьшилось количество затрачиваемого труда в десятки, а то и сотни раз, чем в средние века. Или, например, стоимость золота, вы скажете всегда было и оно дорожает. А вот и нет, оно либо такой же стоимости остается, если дорожает, либо стоимость уменьшается. Новые методы добычи и обработки золота не сильно отличаются от старых, в них много затрат человеческого труда. Однако все равно качество производства стало совершеннее чем было, но другие товары требовали еще более меньшего труда, обгоняя золота семимильными шагами. Вот и получилось, что золото дороже, только по отношению других товаров, а не самой себя. К самой себе оно еще дешевле, чем раньше. Поэтому можете представить сколько раньше стоили обычные товары повседневности, если их покупали за золотые и серебряные монеты. Или, например, почему во времена Сталина понижались цены на товары? Все очень просто, увеличивались производительные силы, в совхозы привозили новую технику, которая уменьшала затраты труда на одну произведенную вещь. Индустриализация, внесение современных технологий на тот период позволяла понижать цены на товары, так как и стоимость также понижалась через развитие экономики.
2) Осознавать настоящее. Я приведу здесь не экономические, а психологические примеры. Как выше мы уже узнали вещи становятся очеловеченными, то есть живут сами по себе и ценятся как люди. Вот и получается, что в современности многие люди ценят материальные вещи, произведенные руками людей больше, чем самих людей. Тварь предпочтительнее творца. Золотой телец, который "вывел" иудеев из рабства Египетского. Бывает такое часто, что родители наказывают детей за потерянную вещь, за сломанный предмет. В этот момент ребенок уже начинает ощущать, что он менее ценен, чем эти материальные продукты человеческого труда. Но на тот момент у него еще нет проекции, так как он не вкладывал свой труд в производство. И чем сильнее и больше человек трудится, тем он будет больше ценить товары и стараться беречь их. Так и наоборот дети богатых людей будут спокойно выбрасывать продукты или не ценить материальные вещи, которые у них есть, так как у них низкий уровень проекции труда. Так же, как отец этого богатого человека может быть скупым, если когда-то ощутил тяжесть труда и достигал своего богатства самостоятельно. Ребенок не так сильно будет жадничать деньгами, пока он не начнет получать их за свой труд. И так далее.
3) Прогнозирование будущего человека и общества напишу позже, и так уже большая статья получилась. Но прогнозирование будет спорным, так как в нем нет фактов.
1-й том Капитал, Глава I - товар, отдел первый - товар и деньги, 4. Товарный фетишизм и его тайна.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.